Научный руководитель: Борисова Н.Ф.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Сормовский механический техникум им. Героя Советского Союза П.А. Семенова»
Категория: Исторические аспекты развития общества
ВЫПУСК 5
Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")
2019 год – особенный год для легендарного завода «Красное Сормово». 21 июля ему исполнится 170 лет.
От первых отечественных пароходов до уникальных атомных подводных лодок — таков долгий путь Сормовской машинной фабрики, основанной в 1849 году российским промышленником Д.Е. Бенардаки, у которого, кстати, в этом году также юбилей — 220 лет со дня рождения.
Следующие технические новшества и достижения отечественной промышленности, которые неразрывно связаны с историей завода и были произведены на нашем предприятии:
• первая в России мартеновская печь;
• первый в мире дизель-электроход;
• первые отечественные танки;
• первая установка непрерывной разливки стали;
• первые суда на подводных крыльях;
• первая в России серия высокотехнологичных дноуглубительных судов проекта TSHD 1000;
• одна из лучших субмарин мира.
Подводная лодка – это судно, способное погружаться под воду и длительное время находится под водой, а также выполнять определенные военные операции. Подводные лодки используют в военной практике, как с разведывательной, так и с боевой целью. В мирных целях судна широко применяемы в исследовательских экспедициях.
История подводных лодок очень глубока. Еще Леонардо Да Винчи упоминал о похожих строениях, но отказался от идеи, опасаясь использования разрушительной силы в подводном мире. Согласно историческим данным, Александр Македонский пытался применять нечто похожее на подводный колокол с целью осуществления разведки. Запорожские казаки использовали особые лодки «Чайки», способные действовать в перевернутом виде.
Из 110 лет существования отечественных подводных сил завод «Красное Сормово» посвятил этому виду кораблестроения 75 лет.
Первую подводную лодку завода заложили 23 февраля 1930 года, в двенадцатую годовщину Красной Армии. Было много людей из Сормово, комсомольских делегатов, прибывших со всей страны, и красноармейцев Нижегородского гарнизона. Ведь лодка строилась на деньги (2,5 миллиона рублей), собранные комсомольцами и молодежью страны.
Ни одна другая советская подводная лодка в 1942 году не подвергалась таким атакам противолодочных сил противника. 30 июня «Щ-304» вернулась на рейд острова Лавенсари. За успешный поход были награждены орденами и медалями 38 членов ее экипажа: орденом «Красное Знамя» -9 человек, орденом «Красная Звезда» -12 человек, медалями «За отвагу» или «За боевые заслуги» — 17 человек.
Экипаж ПЛ «Щ-304» называли «Экипажем героев». А в обыденной жизни они были обыкновенные простые люди со своими заботами, чаяниями и житейскими слабостями.
Из второго похода в декабре 1942 года «Щ-304» не вернулась. Она погибла на минном поле от взрыва контактной мины, предположительно, к юго-западу от острова Бенатшер. Так закончилась история первой сормовской подводной лодки, о закладке которой на территории завода напоминает мемориальная доска на конструкторском корпусе ОАО «ЦКБ «Лазурит», который стоит на месте стапеля первой подводной лодки.
В предвоенные годы на заводе были построены серии дизельных подводных лодок типа «Щука», «С» и «М» («Малютка»).
Каждая пятая довоенная советская подлодка построена в Сормове. За годы войны моряки получили 27 сормовских ПЛ из 53, построенных в СССР в этот период. Они успешно воевали на всех флотах и самоотверженно действовали на вражеских коммуникациях.
После войны на «Красном Сормове» была построена крупная серия подводных лодок 613 проекта (113 единиц) и серия ПЛ проекта 633 (20 единиц). Самая массовая субмарина русского флота — ПЛ 613 проекта — обладала «простотой и надёжностью винтовки-трёхлинейки». Головная лодка этого проекта была заложена на заводе «Красное Сормово» ровно 69 лет назад — в марте 1950. Многие годы эти лодки были основным ударным ядром советского подводного флота.
В середине 50-х годов в СССР начались масштабные работы по созданию ракетно-ядерного океанского флота. Крупнейшим достижением сормовской школы подводного кораблестроения стало создание и строительство атомной подводной лодки проекта 670 «Скат», вооружённой крылатыми ракетами подводного старта (1967 год). Более совершенными проектами стали 670М «Чайка» и 671РТ «Семга».
Новая ступень в развитии морской боевой техники — дизель-электрическая подводная лодка второго поколения проекта 641Б «Сом» и большая ДЭПЛ третьего поколения проекта 877 «Варшавянка», обладающая исключительной малошумностью. Параллельно шла работа над атомными океанскими ПЛ «Барракуда» и «Кондор».
Освоение проекта, аналогов которому не было в мире, явилось Невиданным ранее техническим и технологическим прорывом завода АПЛ проекта 945А «Кондор» (1993 г.) признан одной из лучших подводных лодок XX столетия.
В апреле 2005 года заводскую гавань покинула последняя подводная лодка. В знак признания колоссального вклада сормовских корабелов в укрепление могущества Военно-Морского Флота на центральной аллее завода установлен памятник создателям подводных лодок своим талантом, трудом, героизмом, прославившим Сормовский завод.
Список использованных источников: