ВЫПУСК 5

Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")

Цифровизация сферы социального обеспечения

279
Автор: Казакова Н. , Назарова О. А.
Научный руководитель: Костырев А. П.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Перспективы социально-экономического развития государства

С каждым годом наблюдается усиление влияния цифровых технологий на жизнь человека и функционирование общества, что позволило говорить о «цифровизации» общественной жизни, которая находит проявление, прежде всего, в развитии цифровой экономики и совершенствовании ее инструментов.

В качестве одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г. Президентом РФ обозначено обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере [1, п. 1].  Согласно «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017 – 2030 годы», цифровая экономика – это «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых, по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [2, п. 4].

С 1 октября 2018 г. в России реализуется национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», включающая в себя шесть федеральных проектов: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление» [3].

Цифровая экономика является основой общественного развития, увеличивающей эффективность огромного количества сфер деятельности, улучшение качества жизни. Она направлена на формирование более высокой конкурентоспособности экономики, скорейшее экономическое развитие, охватывающее сферу производства, бизнеса, науку, менеджмент, домашние хозяйства и также общественную жизнь, частью которой является социальное обеспечение граждан [4].

            Благодаря использованию инструментов цифровой экономики в сфере социального обеспечения запущен проект по формированию Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), разрабатывается Федеральный реестр инвалидов. Можно выделить и множество других направлений в конкретных областях. Например, в рамках национального проекта «Демография» предусмотрено мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни посредством проведения информационно-коммуникационной кампании.

В рамках перестройки системы социального обеспечения на цифровую основу особенно стоит выделить план государственных мероприятий по росту эффективности предоставления социальных услуг в рамках социального обслуживания, реализация которого запланирована на период с 2019 по 2021 гг. [5].

Целями и задачами плана являются:

– повышение эффективности управления за счет внедрения и развития информационных технологий;

– оптимизация процедур предоставления социальных услуг;

– развитие информационных систем и сервисов;

– разработка единых требований по взаимодействию с гражданами при обращении ими в КЦСОН и другие учреждения социального обслуживания.

Главная цель всех вводимых программ, планов и мероприятий – модернизация системы социального обслуживания граждан.

Представляя собой явление новейшее и досконально еще недостаточно изученное, цифровизации экономики несет в себе ряд проблем, которые требуют внимательного рассмотрения и выработки путей по их преодолению. В действовавшем ранее Распоряжении Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р, утвердившем программу «Цифровая экономика Российской Федерации», среди основных проблем цифровизации отмечены следующие:

– проблема обеспечения прав человека в цифровом мире;

– обеспечение доверия граждан к цифровой среде;

– сохранность цифровых данных пользователя;

– рост масштабов компьютерной преступности, в том числе международной;

– отставание от ведущих иностранных государств в плане развития конкурентоспособных информационных технологий;

– недостаточная эффективность научных исследований, связанных с созданием перспективных информационных технологий;

– недостаточный уровень кадрового обеспечения в области информационной безопасности.

Можно предложить приоритетные пути решения данных проблем:

– разработка базы нормативно-правовых актов для обеспечения защиты прав человека в цифровом мире;

– проведение мероприятий с гражданами по повышению их цифровой грамотности;

– ужесточение ответственности в сфере киберпреступности;

– мотивация молодежи к работе в цифровой сфере;

– увеличение государственных ассигнований на исследования в области информационных технологий;

– составление программ использования преимуществ цифровизации;

– выявление вызовов, угроз, проблем и реализация программ управления соответствующими рисками.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что при исследовании современного состояния цифровизации российской экономики выявлены области, требующие наиболее глубокого изучения. Однако, несмотря на все проблемы и недостатки, развитие действующей программы информационного общества позволяет облегчить предоставление гражданам услуг с помощью обращения к электронным сервисам.

Список использованных источников:

  1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О   

национальных целях и стратегических задачах развития Российской    Федерации на период до 2024 года» [Текст] // СЗ РФ. – 2018. – № 20. – Ст. 2817.

2.    Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203) [Текст] // СЗ РФ. – 2017. – № 20. – Ст. 2901.

3. «Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс] // утв. Президиумом Сов. при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 № 16 URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=216363&fld=134&dst=100019,0&rnd=0.40506821274591687#007270795833974408

4.  Козырев, А. Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе [Электронный ресурс]. URL: http://digital-economy.ru/stati/tsifrovaya-ekonomika-i-tsifrovizatsiya-v-istoricheskoj-retrospektive.

5.  «План мероприятий по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также оптимизации деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, учреждений медико-социальной экспертизы» [Электронный ресурс] // утв. Зам. Председателя Правительства РФ 28.12.2018 № 10974п-п12. URL: https://rosmintrud.ru/docs/1328.

Цифровизация сферы социального обеспечения

Категории