ВЫПУСК 5

Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")

Культурно-исторические аспекты восприятия образа отца

69
Автор: Чернеев Н., Зайченков Д., Нуйкин И.
Научный руководитель: Максимова Т.А.
Образовательное учреждение: ГБПОУ«Нижегородский индустриальный колледж»
Категория: Культурно-исторические аспекты развития цивилизации

Проблема изучения роли отца на разных этапах становления личности является особенно актуальной сегодня, когда общество, по мнению многих исследователей, столкнулось с «кризисом маскулинности», а психологи, социологи и педагоги всего мира проводят исследования по вопросу «кризиса отцовства».

Возрождение интереса исследователей к фигуре отца с новой силой началось совсем недавно. Появилось значительное количество работ, касающихся роли отца в развитии ребенка, изучения влияния отцовской фигуры на формирование полоролевой идентичности детей. Проведя ряд исследований, можно сделать вывод о том, что образ отца постепенно теряет свою значимость и ценность. Теряется не только символика отца, как Царя, но и как главы семейства.

Эволюция роли и образа отца

Период Характеристики отца
Древний мир: мифологическая традиция Отстраненный. Способный трансформироваться. Пытающийся найти позицию по отношению к детям.
Древний мир: общественный образ Властный
Новый Завет Отец-Бог. Противоречивый. Доминирует, властвует, но не управляет.
Средневековье: середина XI — конец XV в. Властный (не авторитарный). Тираничный.
Средневековье: XVI—XVII вв. Отец – Государь, отец — Царь. «Начальник». Защитник. Авторитарный
Промышленная революция: XVIII — XIX в.в. Трансформирование роли отца. Становится «отдаленным». 
Новейшее время: XX в. –  нач. XXI в. Роль отца постепенно теряет свою значимость и ценность, отдавая предпочтение индивидуальности каждого в семье

Образ отца представляется еще в древних мифах, и в произведениях древнегреческих авторов. В произведении «Илиада» Гомера говорится об отце, который обращаясь к надежде на будущее, поднимает ребенка на вытянутых руках, превозносит его над собой….  Этот жест будет во все времена признаком отца.

В библейском понимании Настоящий Отец– это человек, который понимает и умеет принимать ошибки и заблуждения своего сына, а самое главное – умеет прощать. Об этом и «Притча о блудном сыне».

Вообще с первыми отцовскими наставлениями мы встречаемся в детстве, когда читаем русские народные сказки. Об отеческом наказе мы можем прочитать в «Сказке о Царе Салтане» А.С. Пушкина. И в его прозе мы также слышим отеческий наказ, который был услышан героем повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» П.А. Гринёвым. Спустя полстолетия мы услышим подобный наказ из уст Н.А. Болконского, героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Именно настоящий отец способен просто и ясно объяснить ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». Как в произведении Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». 

Отцы бывают разные: строгие и мягкие. Суров Тарас Бульба, главный герой повести Н.В. Гоголя. Он проявляет непреклонность по отношению к сыну-предателю. Образ авторитарного отцавстречается в нескольких вариантах. Иногда это откровенный самодур и жестокий тиран, как Троекуров из «Дубровского» или Дикой и Тихон в пьесах А. Н. Островского.

Спасительная сила отцовства. «Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил одно слово: — Сынок… Сынок…… Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Это финал романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий предстает перед нами измученным, истерзанным горем и страданиями, но сохранившим веру в спасительную силу отцовства. Отцовство помогло возродиться и другому герою Шолохова Андрею Соколову в повести «Судьба человека».

Любовь к семье, Родине, детям – это, пожалуй, главное чувство, которое делает человека человеком по Прилепину. Рассказ «Ничего не будет» Захар посвятил своим детям. В рассказе трепетно передается ценность отцовства, мужское воспитание, разговоры по душам, а самое главное – любовь к детям.

Для определения особенностей восприятия образа отца было проведено исследование среди студентов колледжа. На вопрос анкеты «Какой образ отца, на твой взгляд, наиболее полно представлен в литературе?» были получены следующие ответы

  1. властный
  2. любящий
  3. слабый
  4. умный
  5. заботливый
  6. героический.

Одним из главных выводов данной работы может стать и своего рода наказ современным авторам. В работе приведены те востребованные современной молодежью характеристики, которые могут быть представлены в будущих произведениях. Так, по мнению студентов современный образ отца вобрал в себя в большей степени характеристики, свойственному отцу позднего средневековья (XVI—XVII вв.): отец – Государь, отец – Царь, Начальник, Защитник, Авторитарный. 

Список использованных источников:

  1. Гоголь, Николай Васильевич. Тарас Бульба: повести / Н. В. Гоголь. — Санкт-Петербург: Лениздат, 2013. – 317
  2. Захар Прилепин Рассказы [Электронный ресурс]/ Журнальный зал / Код доступа http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2005/5/pril6.html
  3. Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо» [Электронный ресурс]/ RARUS’S GALLERYhttp://www.raruss.ru/best-soviet-childrens-books/2641-mayakovsky-kem-byt.html
  4. Проблема «отцов и детей» в русской литературе XIX века [Электронный ресурс]/ Лирические этюды /Код доступа http://www.testsoch.info/problema-otcov-i-detej-v-russkoj-literature-xix-veka-ii-variant/
  5. Симонов К.С. «Сын Артиллериста» М. Детская литература 1978г. 16 с.
  6. Сказки А.С. Пушкина [Электронный ресурс]/  «Сказка о Царе Салтане», Код доступа http://skaz-pushkina.ru/cs_1.html
  7. Толстой Л.Н. «Война и мир» Издательство: Захаров, 2007 г., 800 с.
  8. Шолохов М.А. «Тихий Дон» в 2-х томах/ Издательство: Эксмо-Пресс. — 2016 г.- 734с.
Культурно-исторические аспекты восприятия образа отца

Категории