Научный руководитель: Киселева М.С.
Образовательное учреждение: ГБПОУ КНТ им. Б.И. Корнилова
Категория: Культурно-исторические аспекты развития цивилизации
ВЫПУСК 5
Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")
Особенное значение поэты придавали чувству любви, начиная ещё со времени античности. Это неудивительно – ведь «именно поэзия дает человеку крылья, именно поэзия выражает и все его чувства» [3, с. 23].
У меня «денисьевский» и «панаевский» циклы вызвали особый интерес в связи с их автобиографической основой и трагичностью изображаемого в них чувства любви, что побудило меня обратиться к проведению самостоятельного исследования.
Целью работы было исследование автобиографической основы стихотворений Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова «панаевского» и «денисьевского» циклов с целью выявления сходств и дифференцирующих черт в творчестве каждого из поэтов на основе сопоставительно-типологического анализа.
Для достижения поставленной цели был определен следующийкруг задач:
«Любовь для Ф.И. Тютчева – «и блаженство, и безнадёжность», и напряжение чувств, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. С особым драматизмом эта тема раскрывается поэтом в лирике, посвящённой Е.А. Денисьевой в одноименном цикле стихов» [3, с.65].
А вот интимная лирика Н.А. Некрасова, напротив, глубоко лирична, психологична, оригинальна. Раскрывая эту поистине вечную тему, «поэт привнес в нее свой взгляд на отношения мужчины и женщины, постарался максимально полно и достоверно раскрыть специфику этих отношений, показать значимость любви в жизни человека» [1, с.103].
Сравнительно-сопоставительный анализ открывает новые возможности изучения лирики Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова.
Некрасов и Тютчев создают в интимной лирике не традиционно один, а два характера: лирического героя и образ его возлюбленной. И хотя «судьбы героев тесно связаны, основным (центральным) выступает все же женский образ» [1, 218].
У Н.А. Некрасова – это личность, знающая волнение, тревоги, испытывающая необходимость утвердить то, что ей кажется справедливым. На нее легко опереться в жизненной борьбе, она помогает герою сохранить «святыню убеждений» и нравственную чистоту даже в самых трудных обстоятельствах (стихотворение «Ты всегда хороша несравненно…» [2, Т.1, с. 233]).
Несколько по-иному представлен образ возлюбленной у Ф.И. Тютчева. В его стихотворениях женщина не равна мужчине, она намного выше, сильнее, самоотверженнее его. Именно поэтому Тютчев пишет от лица женщины стихотворение «Не говори: меня он, как и прежде любит…» (1851-52 гг.), в котором переданы глубокие переживания любящего женского сердца [4, Т.1, с. 118].
Н.А. Некрасов и Ф.И. Тютчев осознавали ответственность и каждый по-своему осуждали в себе эгоистические, недостойные «святыни убеждений» чувства. Но есть и дифференцирующие черты, позволяющие говорить о своеобразии и уникальности каждого из циклов.
Например, Н.А. Некрасов сострадает и сочувствует той, которую так жестоко укоряет и мучает. Он глубоко переживает трагическое одиночество и разочарование, что нашло отражение в стихотворении «Тяжёлый крест достался ей на долю…» [2, Т.1, с. 183].
Несколько по-иному представлен лирический герой «денисьевского» цикла. В стихотворениях Ф.И. Тютчева он выступает носителем «рокового», губительного начала. И если Н.А. Некрасов употребляет слово «палач» в метафорическом значении, то Ф.И. Тютчев, сам того не ожидая, становится действительным палачом любимой женщины («О, как убийственно мы любим…» [4, Т.1, с. 251]).
При анализе метра, рифмы и строфики стихотворений циклов можно также найти много общего.
Таким образом, в результате проведенного сопоставительно-типологического анализа «панаевского» и «денисьевского» циклов я пришла к следующим выводам.
Итак, подведя итоги, я могу сказать, что цель работы достигнута: мне удалось выявить сходства и дифференцирующие черты «панаевского» и «денисьевского» циклов. Следует отметить, что, хотя и выявленных сходств достаточно, но каждый из этих лирических циклов по-своему прекрасен и уникален. В чём я лично убедилась, соприкасаясь с хрупкостью поэтического гения Н.А. Некрасова и Ф.И. Тютчева.
Список использованных источников: