Научный руководитель: Тухман И. В.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Категория: Традиции и инновации в образовании
ВЫПУСК 5
Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")
Неумение обучающихся «работать» и «учиться» создало проблему недостатка практических условий освоения основной образовательной программы, поскольку общеучебные умения и навыки, которые с появлением нового стандарта стали универсальными учебными действиями (УУД), не были выделены и не разработаны системно. Только в конце прошлого столетия начали разрабатываться подходы системного осмысления общеучебных умений и навыков. Эти исследования представлены, прежде всего, в работах Ю. К. Бабанского, Г. Г. Герцова, В. М. Коротова, Н. А. Лошкаревой, В. Ф. Паламарчук и др. [2, c. 10]
Для диагностики сформированности УУД осуществляется проведение психологической и педагогической диагностики, т.к. успех в обучении, воспитании и социализации ребенка зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Но, к сожалению, не все педагоги осведомлены об основных различиях и тонкостях проведения педагогической диагностики.
Можно сформулировать следующую проблему: недостаток знаний о разграничении психологической и педагогической диагностики в начальной школе; об особенностях ее проведения.
Актуальность данной проблемы подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), который выдвигает на первый план новый образовательный результат – сформированность у выпускников начальной школы совокупность основных образовательных результатов: метапредметных, личностных (универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) и предметных результатов освоения основной образовательной программы [1].
Для их формирования и возможной коррекции педагогом и психологом организуется проведение психодиагностики и педагогической диагностики, внесенных в циклограмму.
Цель работы: теоретическое обоснование и практическая проверка целесообразности использования психологической и педагогической диагностики в начальной школе.
Объект: проведение психологической и педагогической диагностики в начальной школе.
Предмет исследования: правила применения инструментария психологической и педагогической диагностики в начальной школе.
Гипотеза: проведение психологической и педагогической диагностики в начальной школе будет эффективным, если:
– ставить четкую цель исследования;
– подбирать комплекс диагностических методик и методы диагностики, поддающиеся интерпретации, опираясь на качество личности, которое нужно выявить;
– учитывать особенности проведения психодиагностики и педагогической диагностики при проведении.
Задачи работы:
диагностике.
психологии и педагогики.
психологической и педагогической диагностики.
психологической и педагогической диагностики.
проведения психологической и педагогической диагностики в начальной школе.
и психологической диагностики.
Пожалуй, главное отличие психологической и педагогической диагностики в том, что первую проводит психолог с разрешения родителей (законных представителей) обучающегося, а вторую осуществляет педагог.
Помимо этого, различается область изучения и применения диагностик: психологическая диагностика изучает индивидуально-психологические особенности детей, на основе которых психологом даются рекомендации, а педагогическая – изменение качеств личности, происходящее под действием педагогического процесса, результаты которой внедряются в педагогический процесс.
Нами была составлена циклограмма проведения психологической и
педагогической диагностики в начальной школе педагогом и психологом совместно, направленную на мониторинг УУД. Предлагаем ее вашему вниманию.
В дальнейшем планируется разработка сборника диагностических методик, направленных на мониторинг коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных универсальных учебных действий.
Список использованных источников: