Научный руководитель: Кузнецова Н.А.
Образовательное учреждение: ГБПОУ Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Традиции и инновации в образовании
ВЫПУСК 5
Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша – это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию.
В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой-Ямпольской.
Цель исследования:провести работу по взаимодействию семьи и дошкольного образовательного учреждения по адаптации дошкольников к дошкольному образовательному учреждению.
В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи исследования:
Анализ степень разработанности проблемы:исследование сущности и особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ (Р.В. Танкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина, А.И. Захаров и др.); подходы к организации периода адаптации детей раннего возраста в ДОУ (Н.Д. Ватутина, Шмидт, Кольмер, Севостьянова и др.).
Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям под адаптацией понимается приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Вместе с тем, процесс адаптации у каждого малыша проходит по-разному, в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей и той социальной обстановки, которая окружает ребенка. Выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада – легкую, среднюю и тяжелую. В основе данной градации лежат такие показатели как: быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребенка; проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам; наличие интереса к предметному миру; частота и длительность острых вирусных заболеваний.
В детском саду, в период адаптации детей, должны быть, созданы следующие педагогические условия: 1) в период поступления детей в детский сад с семьями будущих воспитанников должна быть проведена предадаптационная работа; 2) в период адаптации должны быть учтены психические и физические особенности ребенка, его эмоциональное настроение и состояние здоровья; 3) в ДОУ должны быть созданы благоприятные условия.
Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МАДОУ № 51 г. Нижний Новгород Канавинского района, младшая группа.
С целью изучения уровня адаптации детей раннего возраста, нами были проведены следующие диагностические методики: наблюдение, анкетирование родителей. По результатам листов наблюдения, в период адаптации, мы отнесли детей к трем разным группам: дети с легкой адаптацией – 0%, со средней адаптацией 60%; с тяжелой 40% детей.
Исходя из полученных результатов констатирующей части исследования, нами был организован и проведен формирующий эксперимент. Была разработана программа «В детский сад без слез».
Цель программы: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду; сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.
Задачи программы: развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие мелкой моторики, координации движений; развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Программа включает 3 направления:
1. направление – совместная деятельность воспитателя и дошкольников: знакомство детей с детским садом, друг с другом; развитие эмоциональной сферы, коммуникации; развитие культурно-нормированных, специфических и орудийных действий; снятие психоэмоционального напряжения в течение дня; игровое взаимодействие.
2. направление – совместная деятельность воспитателя и родителя: информационно — аналитическое направление (анкетирование и тестирование: «Давайте познакомимся», «Я и мой ребенок», «Мой стиль воспитания»); (упражнения: «Список положительных и отрицательных качеств ребенка», «Ящик пожеланий»); информационно-наглядное направление («День открытых дверей»: презентация дошкольного учреждения, группы; знакомство с сотрудниками группы; буклеты, папки-передвижки: «Типы детско-родительских отношений и типы семейного воспитания благоприятных для ребенка», «Возрастные особенности детей раннего возраста», «Игры для мелкой моторики и ориентировки в пространстве», «Как помочь ребенку в период адаптации», «Кризис трех лет» и т.п.; информационные стенды «Для вас, родители!», «Детское творчество»; памятки – шпаргалки: «Речевые игры по дороге домой», «Три способа успокоить ребёнка»; фотовыставка «Мой детский сад»; познавательное направление (родительские собрания).
3. направление – совместная деятельность родителя и ребенка: совместная игра «Поиграем в детский сад»; изготовление фотоальбомом «Как мы весело живем и танцуем и поем!»; изготовление вместе с родителями памяток-алгоритмов «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь»; изготовление игр для мелкой моторики из бросового материала.
После реализации, разработанной нами программы, была проведена повторная диагностика детей с целью выяснения эффективности предпринятых нами мер. Общий итог распределения детей по группам адаптации: дети с легкой адаптацией 80%; со средней степенью адаптации (20 %); дети с тяжелой адаптацией – 0%.
Таким образом, осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка – самое эффективное средство правильного развития ребенка.
Список использованных источников