Научный руководитель: Кузнецова Н.А.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Традиции и инновации в образовании
ВЫПУСК 5
Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")
В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.
Ключевые позиции, касающиеся формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, отражены в Федеральном законе от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
С целью реализации Закона об образовании был разработан и утвержден ФГОС ДО. На государственном уровне был провозглашен главный принцип стандарта – поддержка и развитие личности каждого ребенка, вне зависимости от его особенностей.
В дошкольном возрасте у ребенка формируются начальные моральные ценности, нормы поведения, формируются представления о важности человеческого достоинства. Поэтому именно дошкольному образованию и воспитанию должна быть отведена решающая роль в реализации задач формирования толерантного отношения.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса, можно выделить следующие противоречия: между необходимостью выполнения государственного образовательного стандарта по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ и неготовностью участников образовательного процесса, а также недостатком педагогических технологий, обеспечивающих формирование толерантного отношения у дошкольников к сверстникам с ОВЗ.
Цель исследования:разработать и реализовать в воспитательно-образовательном процессе модель и педагогические условия формирования у дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ.
Для достижения поставленной цели исследования, необходимо было решить следующие задачи исследования:
Толерантность (лат. tolerantia – терпимость) – термин, обозначающий терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
В научной литературе (С.Бондырев, Б.Капустин, П.Степанов) рассматривают толерантное отношение, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантное отношение означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие.
Рассмотрение основных теоретических положений проблемы и собственный опыт исследования позволили нам разработать модель формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста к сверстникам с ОВЗ. Модель представлена 6 блоками: целевой, методологический, содержательный, организационно-деятельностный, диагностический и результативный. Эффективная реализация модели, возможна, при обязательном соблюдении создаваемых в воспитательно-образовательном процессе педагогических условий: 1) организация инклюзивной среды; 2) обогащение содержания занятий, за счёт использования личностно-ориентированных методик (разработка учебно-дидактического пособия).
Опытно-экспериментальная работа была проведена в МАДОУ «Детский сад № 476», старшая группа № 10. В исследовании принимали участия 31 дошкольник.
Констатирующий этап эксперимента проводился с целью выявления уровня толерантности у детей дошкольного возраста к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Нами были проведены следующие диагностики: опросник «Изучение толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ», методика «Незаконченные истории», метод проблемных ситуаций, которые позволили констатировать следующие данные.
Большинство детей группы показали средний уровень сформированности толерантного отношения к детям с ОВЗ. Эти дети имеют фрагментарные представления о детях с ОВЗ. Они мало информированы о правилах поведения с такими детьми, лишь частично понимает их эмоции и желания. Кроме того, у них не появляется желание помогать таким детям, готовность к выстраиванию взаимоотношений с такими детьми нестабильна.
С группой был проведен формирующий этап эксперимента, который был направлен на реализацию модели и педагогических условий ее реализации. Была разработана и реализована программа «Мы разные, но мы вместе»/ Программа рассчитана на 10 занятий. Время одного занятия – 25 минут. Цель программы: познакомить детей дошкольного возраста с особенностями жизни людей с ОВЗ; сформировать у дошкольников толерантное отношение к людям с ОВЗ.
Программа включает следующие занятия: «Инвалидность – одна из человеческих особенностей», «Учимся чувствовать друг – друга», «Возможности людей с инвалидностью», «Видеопросмотр и обсуждение мультфильмов», «Мы общаемся – мы все разные», «Чтение и обсуждение сказки или рассказа», «Культура общения с людьми с инвалидностью», «Доступность окружающей среды для людей с инвалидностью», Творческое задание «Детский сад будущего».
В рамках программы использовались следующие формы работы с детьми: игровые упражнения, помогают формировать активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развивать его эмоционально-волевые, нравственные качества («Комплемент», «Выдержанный человек», «Солнышко милосердия», «Добрый лесник» и т.п.); сюжетно-ролевые игры, основной целью которых является основание и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; видеопросмотры (мультфильмы «Про Диму», «Цветик-семицветик», «Последний лепесток», «Необычный младший братик», «Кастрюлька Анатоля», «Аккуратная история»); обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения; чтение и обсуждение сказок и рассказов (В.Катаев «Цветик-семицветик», Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок», В.Гауф «Карлик Нос», П.Ершов «Конек Горбунок»).
При повторном обследовании детей мы получили следующие результаты: дети стали чувствительнее к просьбам детей с ОВЗ: стали лучше понимать, о чем они просят, чего желают дети с ОВЗ, какая помощь им необходима и почему. Дошкольники стали самостоятельно охотно проявлять желание помогать им, заботиться о них, делиться с ними игрушками.
Список использованных источников: