Научный руководитель: Тухман И. В.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Категория: Традиции и инновации в образовании
ВЫПУСК 5
Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования большое внимание уделяет коммуникативно-речевому развитию детей. В «портрете выпускника начальной школы» особое внимание уделяется коммуникативно-речевым умениям ученика. Умение слушать и слышать, высказывать свое мнение. Благодаря общению, дети узнают друг друга, выражают сочувствие, находят способы взаимодействия. Именно поэтому, с самого раннего детства у ребёнка необходимо формировать коммуникативно-речевые умения. Во время обучения в школе у детей не всегда в полной мере формируются коммуникативно-речевые умения. Данная проблема связана с тем, что учителя уделяют мало времени развитию коммуникативно-речевых умений учеников, полагая, что они имманентно формируются в процессе обучения и общения.
Процесс формирования коммуникативных умений младших школьников характеризуется некоторыми противоречиями:
— между необходимостью владеть умением общаться с людьми и несформированностью коммуникативных умений;
— между существующей потребностью поиска эффективных способов формирования коммуникативных умений младших школьников и недостаточной изученностью данной проблемы;
— между возможностями внеучебной деятельности и недостаточном использовании практико-ориентированных средств формирования коммуникативных умений.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что проблема формирования коммуникативно-речевых умений у младших школьников является актуальной и сейчас.
Существует большое количество форм, методов для решения данной проблемы. Изучением этого занимались множество педагогов, психологов. В методической литературе различают три формы внеклассной работы, базируясь на количестве участников в ней: индивидуальную, групповую и коллективную. К примеру, педагог Мелентьева Ю.П. в своих трудах рассказала о такой коллективной форме, как живой журнал. Живой журнал – комплексная форма информации. Данную форму можно отнести к имитационным, так как по существу он строится на принципах, присущих традиционному периодическому журналу.
Главная отличительная особенность, специфика любого периодического издания – отражать самые актуальные, волнующие многих проблемы. В форме живого журнала может быть представлена информация о новинках отраслевой и художественной литературы, о книгах, готовящихся к печати, а также о содержании новых периодических изданий. Кроме того, живой журнал — форма работы, которая позволяет рассказать о событиях, происходящих в жизни учеников. Данная форма будет интересна ребятам, так как до этого они с ней не сталкивались. Благодаря ведению живого журнала ученики с каждым новым выпуском смогут совершенствовать свои коммуникативно-речевые навыки. Подготовка и проведение живого журнала младшими школьниками направлены не только на развитие коммуникативно-речевых умений, но и на раскрытие творческого потенциала детей, сплочение коллектива класса в целом, формирование единого ценностного смыслового поля.
Всё изложенное выше позволило сформулировать следующий аппарат исследования.
Проблемой исследования является эффективность формирования коммуникативно-речевых умений у младших школьников посредством ведения живого журнала
Объект исследования – процесс формирования коммуникативно-речевых умений.
Предмет исследования – формирование коммуникативно-речевых умений у младших школьников при ведении живого журнала.
Анализ исследований в этой области позволяет определить уровень сформированности коммуникативно-речевых умений посредством ведения живого журнала.
Цель исследования – теоретическое обоснование условий формирования коммуникативно-речевых умений у младших школьников при подготовке и проведении ими живого журнала.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативно — речевых умений у младших школьников при подготовке и проведении живого журнала будет эффективным:
— при формировании умения ориентироваться в ситуации общения, то есть осознавать: о чем будет высказывание, кому оно адресуется, при каких обстоятельствах, зачем создается (чтобы поделиться чем-то, выразить свои чувства, сообщить, объяснить что-то, воздействовать на собеседника);
-при формировании умения планировать содержание высказывания: осознавать его тему и основную мысль; намечать ход развития мысли, возможные микротемы, их последовательность, примерное содержание каждой части будущего текста;
— при формировании умения реализовать намеченный план, то есть раскрывать тему и развивать основную мысль, формулируя каждую мысль.
Задачи исследования:
1.Раскрыть общее понятие о коммуникативно-речевых умениях.
2.Выявить природные и социальные предпосылки формирования коммуникативно-речевых умений у младших школьников.
3.Проанализировать особенность сформированности коммуникативно — речевых умений.
4.Обосновать приёмы формирования у младших школьников коммуникативно-речевых умений в процессе оценивания своей роли в ведении живого журнала.
5.Систематизировать приёмы изучения у младших школьников уровня сформированности коммуникативно — речевых умений.
6.Раскрыть возможности формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе съёмок выпусков.
7.Выявить условия эффективности формирования коммуникативно-речевых умений у младших школьников в процессе ведения живого журнала.
В теоретической части работы рассмотрены возможности формирования коммуникативно-речевых умений посредством ведения живого журнала, условия и методы формирования КРУ.
Для формирования коммуникативно-речевых умений посредством ведения живого журнала были подобраны приёмы успешного формирования КРУ, а также методики для диагностики уровня сформированности КРУ у младших школьников. Их вы можете видеть в (Приложение 1)
Разработанные методические рекомендации позволят улучшить работу по формированию коммуникативно-речевых умений у младших школьников.
В ходе исследования подтвердилась гипотеза исследования о том, что формирование коммуникативно — речевых умений у младших школьников при подготовке и проведении живого журнала будет эффективным:
— при формировании умения ориентироваться в ситуации общения, то есть осознавать: о чем будет высказывание, кому оно адресуется, при каких обстоятельствах, зачем создается (чтобы поделиться чем-то, выразить свои чувства, сообщить, объяснить что-то, воздействовать на собеседника). Данное умение формируется в ходе выбора темы, подбора необходимого материала, выпуска итогового варианта живого журнала, самооценки и самоанализа проведённой работы. Эта работа проводится с помощью таких методов и приёмов, как: дискуссия, письмо по кругу, мозговой штурм, театрализация, рефлексия своих действий, интервью.
-при формировании умения планировать содержание высказывания: осознавать его тему и основную мысль; намечать ход развития мысли, возможные микротемы, их последовательность, примерное содержание каждой части будущего текста. Данное умение формируется в ходе распределения обязанностей среди детей, составления плана выступления. Эта работа проводится с помощью таких методов и приёмов, как: письмо по кругу, планирование, составление кластера, кейс-метод.
— при формировании умения реализовать намеченный план, то есть раскрывать тему и развивать основную мысль, формулируя каждую мысль. Данное умение формируется в ходе подготовки конкретного номера, репетиции живого журнала, а также самооценки и самоанализа. Эта работа проводится с помощью таких методов и приёмов, как: активное чтение, письменный и устный анализ, театрализация, различные виды пересказов, рефлексия своих действий, приём интервью.
Эта работа будет полезна студентам педагогических учреждений, педагогам и психологам, работающим с детьми младшего школьного возраста. Пока это только начало исследования, в дальнейшем планируется апробация на практике.
Список использованных источников: