Научный руководитель: Крашенинникова Н.Б.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Традиции и инновации в образовании
ВЫПУСК 5
Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")
Актуальность. С каждым годом медиатехнологии становятся неотъемлемой частью жизни каждого человека, мы встречаемся с ними во всех сферах нашей жизни, в том числе и в образование. Современный урок теперь нельзя представить без новейших медиатехнологий.
Медиатехнологии несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе.
Медиатехнологии являются сегодня показателем профессиональной подготовки на уровне современных требований. Поэтому изучение и использование медиатехнологий в учебном процессе — это важнейший компонент подготовки учащихся к будущей профессиональной деятельности.
Поэтому тема нашего исследования «Использование медиатехнологий на уроках музыки в начальной школе»
Цель исследования — определить, как происходит активизация познавательной деятельности учащихся средствами медиатехнологий в учебном процессе.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие педагогические технологии в учебно-методической литературе;
2.Определить каким образом современные медиатехнологии используются в педагогике;
3.Изучить применения современных медиатехнологий в учебном процессе школы;
4.Провести экспериментальное исследование по применению медиатехнологий в учебном процессе школы;
5.Диагностировать результаты экспериментального исследования.
Педагогические технологии – качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики. Понятие технология (от греческого «techne» – искусство, мастерство, умение, «logos» – учение) имеет множество трактовок.
Термин медиа происходит от латинских medium (средство, посредник). Является аналогом термина СМК – средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет) или СМИ (средства массовой информации).
Медиатехнологии позволяют нам подготовить учащихся к жизни в информационном обществе, сформировать у них умения пользоваться информацией в различных видах, владеть способами общения с помощью информационных технологий и средств. Обретенная в результате этого процесса медиа — грамотность помогает человеку активно использовать возможности телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета и т.д.
В последние годы появилась наука — медиапедагогика, которая занимается вопросами включения медиа в систему образования.
Интерактивное обучение — это форма организации взаимодействия учителя и ученика в познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они становятся субъектами учения.
Для успешного процесса обучения, на уроках музыки, с применением медиатехнологий, необходимо найти и проанализировать именно те мультимедиа средства, которые будут благотворно влиять на результаты учеников: презентация, программные продукты (программа «Шедевры музыки», «Музыкальный класс»), готовые продукции – диски («Энциклопедия классической музыки», «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», «Энциклопедия Музыкальные инструменты»), аудиофрагменты, видеоролики, фонограммы. Новые возможности использования медиатехнологий открыла сеть Интернет.
Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Медиасредства могут быть включены в любой этап урока. Их достоинством является направленность на оперативную обратную связь с пользователями, принципиальная избыточность информации и возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняют и понимание современного учебного предмета как дидактического феномена, и его структуру, и дидактические функции.
Возможные компоненты медиа-урока: рисунок, иллюстрация, графика; формула; интерактивная игра; интерактивная карта; мультимедиа; тренажер; видеофрагмент; аудиозапись; мультимедийная презентация.
Рассмотрим современный урок с использованием медиатехнологий. Тема урока – «Музыкальная форма «Рондо»», 3 класс. Цель урока: продолжение изучения учебной темы «Формы музыки», знакомство с новой формой – рондо. Задачи урока – развивать восприятие, память, внимание учащихся, а также исполнительские, творческие навыки, пробуждать художественно-образное мышление, любовь к музыке, обучать игре на инструментах, активизировать самостоятельную познавательную деятельность. Оборудование: ПК, учебно-методический комплект, экран, музыкальные инструменты.
Алгоритм построения урока с использованием медиатехнологий:
1 слайд — Тема урока – «Музыкальная форма — Рондо». Учитель предлагает детям вспомнить, какие музыкальные формы они уже знают. Учитель сообщает тему урока и развивает ее.
2 слайд – Схемы пройденных форм (2-х, 3-хчастная, вариации).
3 слайд – Формула формы Рондо. Дети видят, как идет чередование темы А с эпизодами Б, В, Г, Д.
4 слайд – Иллюстрация – загадка. Проблемное изложение материала (главная тема, где эпизоды). Используется анимация. Дети разгадывают загадку.
5 слайд – Портрет Моцарта. Учитель предлагает детям послушать «Рондо в турецком стиле» великого австрийского композитора Моцарта. На экране изображен портрет композитора и прикреплена аудиозапись произведения.
6 слайд – Видеофрагмент «Рондо в турецком стиле».
7 слайд – Рисунки музыкальных инструментов (треугольник, бубен, тарелки)
8 слайд – Аудиозапись и рассказ учителя за кадром.
9 слайд – Интерактивная игра. После обобщения учителем пройденного материала, на экране появляется Музыкальная викторина.
В заключение была проведена контрольная работа и анкета (5 вопросов) на развитие интереса к музыкальным занятиям в двух 3 классах (контрольный и экспериментальный). В экспериментальном классе уровень знаний и интересов учеников выше, чем в контрольном.
Список использованных источников: