Научный руководитель: Ким С.Н.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Категория: Традиции и инновации в образовании
ВЫПУСК 5
Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и представляет его как любознательного, активно и заинтересованно познающего мир, владеющего основами умения учиться [1].
Современная наука доказывает, что успех интеллектуального развития ребенка достигается главным образом при использовании методов проблемного обучения, которые позволяют ученику не заучивать готовые знания, а делать для себя каждый раз маленькие открытия, находясь в проблемной ситуации.
Вклад в развитие идей проблемного обучения внесли такие психологи и педагоги, как И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, Е.Л. Мельникова, Н.А. Менчинская и многие другие.
Идеи проблемного обучения достаточно обстоятельно раскрыты в психолого-педагогической литературе, но в практике школы должного внимания не получили. В связи с этим для учебно-исследовательской работы была выбрана тема «Использование проблемных ситуаций на уроках русского языка».
Цель работы: определение условий эффективного использования проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе.
Для нашей работы было важно разграничить понятия «проблемное обучение», «проблемный урок» и «проблемная ситуация».
В общем виде проблемное обучение состоит в следующем: перед учащимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения.
Проблемный урок – это урок в системе проблемного обучения. М. И. Махмутов [2] выделил следующие этапы проблемного урока:
Основным звеном проблемного урока является проблемная ситуация. Проблемная ситуация в педагогике рассматривается как состояние интеллектуального затруднения, вызванного объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов действий для решения новой познавательной задачи.
Таким образом, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача → модель поисков решения → решение.
Проблемное обучение представляет для многих учителей-практиков сложность, поскольку требует очень высокого уровня профессиональной компетентности, умения грамотно управлять поисковой деятельностью учащихся. Но применять проблемные ситуации на уроках с целью повышения мотивации и познавательной активности учащихся под силу каждому педагогу. Поэтому для нас было важным определить условия эффективного использования проблемных ситуаций в процессе обучения.
Существуют различные классификации способов создания проблемных ситуаций. В своей работе мы опирались на 10 способов создания проблемных ситуаций, которые описывает М. И. Махмутов [3], и на 7 способов, которые были выделены авторским коллективом Нижегородского института развития образования (И. И. Бондарева, О. Ю. Дедова, Н. Н. Деменева, Е. А. Захарова и др.) [4].
Мы проанализировали современные учебно-методические комплекты (далее – УМК): «Гармония», «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», УМК системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова и выявили, что в учебниках данных УМК есть задания, способствующие созданию проблемных ситуаций.
Были обнаружены упражнения, способствующие созданию проблемных ситуаций в соответствии с шестью способами из десяти, описанных М. И. Махмутовым. В учебниках УМК системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова было выявлено больше всего упражнений, способствующих созданию проблемных ситуаций.
В связи с тем, что в учебной литературе не удалось обнаружить заданий, способствующих созданию проблемных ситуаций на основе нескольких способов, выделенных М. И. Махмутовым, было принято решение изучить и обобщить опыт учителей начальных классов. Был изучен опыт учителей начальных классов Кошелевой Ларисы Алексеевны и Колесниковой Елены Вячеславовны. Анализ опыта учителей позволяет сделать следующие выводы. Проблемная ситуация используется учителями в основном на этапе введения нового знания. Чаще всего педагоги используют такие приемы создания проблемных ситуаций, как: «ловушка», «поиск ошибки», «столкновение мнений», «постановка проблемного вопроса». Учителя отмечают, что использование проблемных ситуаций на уроках способствует развитию умственных сил учащихся, самостоятельности, творческого мышления; обеспечивает более прочное усвоение знаний; у школьников формируются познавательные мотивы и интерес к учебному процессу. При этом педагоги не отрицают тот факт, что создавать проблемные ситуации на уроке нелегко.
Подробно изучив сущность проблемного обучения, проанализировав учебную литературу и изучив опыт учителей, мы можем с уверенностью сказать, что идеи проблемного обучения необходимо использовать в своей педагогической практике.
Применять проблемные ситуации на уроках с целью повышения мотивации и познавательной активности учащихся под силу каждому педагогу. Но для этого нужно обладать необходимыми знаниями о способах и приемах создания проблемных ситуаций и быть готовым к неожиданному развитию событий на уроке, чтобы умело руководить процессом познания.
Поскольку описания практического опыта по использованию проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе немного, мы поставили перед собой задачу – разработать в дальнейшем фрагменты уроков с использованием проблемных ситуаций и создать сборник, которым могли бы воспользоваться как студенты педагогических колледжей и вузов, так и учителя-практики.
Список использованных источников: