Научный руководитель: Какорина Н.В.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Традиции современного образования и воспитания
ВЫПУСК 5
Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")
Актуальность данной темы обусловлена тем, что Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед современным детским садом задачу достижения следующих целевых ориентиров, на этапе завершения дошкольного возраста: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе…». Формирование таких личностных образований, на наш взгляд, несомненно, является подготовкой самостоятельного человека, способного жить и действовать в условиях современного общества. Ведь именно представление о своих возможностях, достоинствах и недостатках позволяет человеку стать субъектом собственной жизни. Формирование позитивной «Я-концепции» – основа для самовоспитания и самосовершенствования.
Я — концепция – это система представлений человека о самом себе. Изучением проблемы развития Я-концепции личности занимались следующие зарубежные ученые: У. Джемс, Ч. Кули, Д. Мид, Э. Эриксон, К. Роджерс и др. У. Джемс стал автором первых теоретических разработок в области Я-концепции. Ему принадлежит оригинальная формула самооценки: Самооценка=успех/притязания. По данной формуле, человек может улучшать представления о себе, либо увеличивая числитель дроби (добиваясь успеха), либо уменьшая знаменатель (снижая уровень притязаний). В начале 20 века социолог Ч. Кули первым подчеркнул значение «обратной связи», получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я. Психолог Д. Мид также считал, что самоопределение человека осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. Э. Эриксон проблему Я-концепции рассматривал сквозь призму Я-идентичности, которая возникает у ребенка при общении со взрослым. Исследованием Я-концепции занимались и отечественные ученые: Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, А. А. Бодалев, В. В. Столин, А. А. Реан, И. И. Чеснокова и др. Однако, проблема становления именно позитивной Я-концепции ребенка дошкольного возраста и целенаправленное влияние на её формирование окружающих взрослых требует дополнительной разработки.
Карлом Роджерсом было сформировано понимание Я-концепции в русле гуманистической психологии. Я-концепция, в понимании К. Роджерса, – это представление человека о себе и внутренняя сущность личности, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.
Я-концепция К. Роджерса складывается из 2 понятий: я-реальное и я-идеальное.
Другими словами, Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, она часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни. По мнению ученого, Я-концепция включает в себя не только наши представления о том, какие мы есть, но и то, какими мы хотели бы быть. Этот компонент К. Роджерс назвал Я-идеальное. Я-концепция характеризуется достаточной целостностью, хотя и может меняться в результате нового опыта.
По мнению английского психолога Роберта Бернса, формирование Я-концепции имеет свои особенности на разных стадиях развития
1. Развитие основ доверия — длится до 18 месяцев.
2. Развитие автономии — до трех-четырех лет.
3. Развитие инициативности или чувства вины — начинается примерно в четыре года.
4. Развитие трудолюбия или чувства неполноценности — охватывает школьные годы, когда ребенок включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет ее самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми.
5. Развитие эго-идентичности или диффузии идентичности.
Гэри Чепмен и Росс Кэмпбелл опытные педагоги, психологи и врачи в своей книге «Пять путей к сердцу ребенка писали «Любовь – это основа всего». Они выделили пять языков любви, на которых необходимо общаться с ребенком для его полноценного развития, а если он полноценно развивается – значит, у него есть все ресурсы для формирования позитивной Я-концепции.
Путь №1: Прикосновение.
Поцелуи и объятия – самые простые способы выразить любовь на этом языке. Мама, усадив своего малыша на колени, читает ему сказку. Отец подбрасывает воздух годовалого сынишку, кружит по дому дочку
Путь №2: Слова поощрения.
Рассказывать о любви можно при помощи слов. Это естественно. Похвала, благодарность, ласковая поддержка выражают любовь и заботу. Такие слова дадут ему уверенность в себе, помогут почувствовать собственную значимость.
Путь №3: Время.
Время – это ваш подарок ребенку. Когда мы проводим время с ребенком, не так уж и важно, чем мы занимаемся, главное – мы вместе. И самое плодотворное время – время, которое вы провели дома, наедине с сыном или дочерью.
Путь №4: Подарки.
Подарок может напоминать ребенку о вашей любви долгие годы. Для некоторых детей именно это – единственный верный путь. Однако подарок становится символом любви лишь тогда, когда ребенок видит, что родители действительно о нем заботятся. Поэтому говорить только на «языке подарков» нельзя.
Путь №5: Помощь.
Основная ваша задача – делать то, что пойдет им во благо. Выполнение сиюминутных желаний ребенка, потакание ему во всем – не самый лучший способ выразить любовь. Если ваш ребенок слишком часто просит или даже требует подарков и помощи, призадумайтесь. Может быть, не стоит потакать ему. Велик риск, что вы вырастите эгоиста.
Помогать детям – не значит полностью обслуживать их. Важной задачей родителей будет определение языка любви своего ребенка. На настоящий момент можно констатировать тот факт, что у многих дошкольников затруднено формирование позитивной Я-концепции и проявляется заниженная самооценка и неуверенность в собственных силах.
Чтобы не разрушать неокрепшую психику ребенка и стимулировать работу родителей по формированию позитивной Я-концепции, семья и детский сад должны активно взаимодействовать друг с другом. В целостный педагогический процесс ДОУ должны быть включены занятия, игры и упражнения, направленные на становление позитивной Я-концепции дошкольников, через преобразование их личностного опыта.
Список использованных источников: