ВЫПУСК 5

Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")

Язык современной рекламы

196
Автор: Крутилина Д.
Научный руководитель: Пропадеева Е.Н.
Образовательное учреждение: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ)
Категория: Межкультурное взаимодействие и языковая коммуникация в современном обществе

В настоящее время мы встречаем в речи большое количество ошибок, многие из них совершаются из-за низкой речевой культуры, но некоторые используются в качестве стилистического приема. Распространение речевых ошибок в современных рекламных текстах, которые окружают нас повсюду и опосредованно формируют нашу грамотность, обуславливает актуальность выбранной мной темы.

Целью исследовательской работы является изучение соблюдения языковой нормы в рекламных текстах.

Достижению поставленной цели предполагает решение ряда задач:

  1. Определить понятие языковой нормы.
  2. Рассмотреть виды языковой нормы.
  3. Проанализировать соблюдение языковой нормы в современной рекламе.
  4. Провести анкетирование по теме «Русский язык в мире рекламы».

           Что такое реклама? Информация для потребителей о товарах и услугах. Но не только это. Реклама — яркое явление современности: всепроникающее, вездесущее, профессиональное. Реклама — это информация, распространяемая в любой форме при помощи любых правомерных или неправомерных средств о фирме, бренде, товаре, услуге и т.д. Можно сказать, что реклама — это еще одна форма коммуникации.

Столетие тому назад в западной Европе и США реклама развивалась стремительными темпами, а в СССР она только зарождалась. Одним из первых и самых известных «копирайтеров» 1920-х годов стал Владимир Маяковский – автор не только замечательных стихов и пьес, но и гениальных рекламных плакатов. Его работы стали классикой советского рекламного искусства и значительной вехой в истории плаката ХХ столетия.

Российская реклама XXI века представляет собой развивающуюся сферу деятельности, правила в которой еще только устанавливаются. Как показало время и современные исследования, реклама не только двигатель торговли, но и стимул для развития речевой деятельности. Особенностью рекламного текста в газетах и журналах является его относительно слабая защищенность иными выразительными средствами, помимо слова. Люди чаще не вчитываются в рекламные объявления. Они просматривают лишь то, что их интересует.

Центральным в культуре речи стало понятие нормы и требование к использованию языковых средств. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций — культурную.

Языковые нормы — правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций — культурную.

В литературном языке различают следующие типы норм: нормы письменной речи, нормы устной речи. К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся: лексические нормы, грамматические нормы, стилистические нормы. Специальными нормами письменной речи являются: нормы орфографии, нормы пунктуации. Только к устной речи применимы: нормы произношения (орфоэпические) нормы ударения (акцентологические), интонационные нормы. Соблюдение всех этих норм и в рекламных текстах является обязательным.

Практическая значимость нашего исследования заключается в проведенном анкетировании на тему: «Язык современной рекламы». С целью выявить то, как молодежь относится к рекламе и ее речевому оформлению, 50 студентов первого курса СПО ИЭП ННГУ им. Лобачевского двух специальностей: «Бухгалтерский учёт» и «Информационные системы (по отраслям)» ответили на 11 вопросов анкеты. По результатам анкеты мы выявили, что на рекламу обращают внимание 53% опрошенных, замечают ошибки в рекламных текстах – 23%, задумываются над смыслом слов рекламы – 50% и всего лишь 30% знают приемы речевого воздействия.

Список используемых источников.

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова -Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1996.
  2. Кара-Мурза Е.С. Русский язык в рекламе // Справочно-информационный портал «Русский Язык», http://www. gramota.ru
  3. Лекант П.А. Современный русский литературный язык: Учеб. пособие. – 5-е изд./ П.А. Лекант – М.: Высшая школа, 2001.
  4. Назайкин А.Н. Практика рекламного текста. / А.Н. Назайкин – М.: Бератор-Пресс, 2003.
  5. Назайкин А.Н. Рекламный       текст в современных СМИ. /А.Н. Назайкин -М.: Эксмо,2007.
  6. Русский язык и культура речи: Учеб. для студентов вузов / Под ред. В. И. Максимова. — М.: Гардарики, 2002.
  7. http://gramota.ru/slovari/info/lop/
Язык современной рекламы

Категории