ВЫПУСК 5

Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")

Щелыковские пейзажи в пьесе-сказке А.Н. Островского «Снегурочка» и одноименной опере Римского-Корсакова

93
Автор: Овсова Е.
Научный руководитель: Пропадеева Е.Н.
Образовательное учреждение: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ)
Категория: Культурное наследие цивилизации

В последнее время большое значение придается изучению природы родного края, пониманию и осознанию уникальности различных географических объектов России. В этой связи считаю интересным обратить свое внимание на литературные места нашей родины, которые вдохновляли русских поэтов и писателей на создание шедевров русской литературы.     Наряду с Болдино, Тарханами, Михайловским, Ясной поляной, Щелыково является, безусловно, одним из литературных мест России. Оно влечет своей неповторимой природой, связанными с ней легендами, преданиями.

Цель моей работы — выявить влияние реальных пейзажных зарисовок села Щелыково на описание природы в пьесе А. Островского «Снегурочка».

Задачи:

1. Определить функции пейзажа в литературе

2. Отметить топографическую схожесть природы Щелыкова и царства берендеев из пьесы А.Н. Островского «Снегурочка»

Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка» своеобразна и неповторима.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».

Многих ученых привлекает сказка А.Островского необычностью жанра, формы и содержания. Кроме того, природа села Щелыково Костромской области повторяется в ремарках и тексте пьесы «Снегурочка» Островского.

Пейзаж в литературе — является одним из самых мощных средств для создания воображаемого мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени. Писатели, в том числе и Островский, стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения.

Литературоведы (Е.Н. Себина, В.Е. Хализев, С.М. Соловьев) связывают развитие пейзажа с развитием чувства понимания природы у человека.

Литературный энциклопедический словарь объединяет два понимания пейзажа. Пейзаж определяется как «описание природы, шире любого незамкнутого пространства внешнего мира».

С.М. Соловьёв в понятие «пейзаж» включает особый его вид – архитектурный пейзаж, который определяет как «описание построек и внутреннего убранства жилища».

В.Е. Хализев говорит о других формах присутствия природы в художественном произведении: мифологическое воплощение сил природы, поэтическое олицетворение, эмоционально окрашенные суждения о природе, описания животных и растений.

Литературовед Е.Н. Себина в статье «Пейзаж» замечает, что пейзаж играет в произведении различную роль, часто он полифункционален.

Остановимся на важнейших функциях пейзажа: в большинстве произведений пейзаж выполняет функции:

  1. Описание места и времени
  2. Создание эмоционального фона
  3. Передача душевного состояния героя
  4. Выражение точки зрения автора
  5. Способствует созданию образа лирического героя
  6. Служит одним из средств создания местного колорита
  7. Выступает фоном, связанным с местом и временем действия
  8. Является источником философских рассуждений писателя
  9. Приобретает символическое значение

Впервые А. Н. Островский посетил Щелыково 1 мая 1848 года. А в 1867 году Александр Николаевич вместе с братом Михаилом Николаевичем выкупили у мачехи отцовское имение и привели его в порядок. Щелыково стало главным местом вдохновения А. Н. Островского, здесь он работал над многими пьесами, например, «Снегурочку».

А.Н. Островский использовал не только топографическую схожесть пейзажей в селе Щелыково и пьесе «Снегурочка», но и восхищался самой природой. Пребывание Островского в Щелыкове вдохновило Островского и на создание той замечательной песни, которую поют берендеи в конце пьесы. Живописность природы, множество цветов. Все это воспел Островский в «Снегурочке».

Музыкальные иллюстрации к пьесе-сказке Островского «Снегурочка» создали композиторы П.И.Чайковский и Римский-Корсаков. К работе над оперой «Снегурочка» Николай Андреевич Римский-Корсаков приступил летом 1880 года. Большая часть публики и особенно критики встретили пьесу холодно. Образы и иносказания ее были малопонятны современникам. Зрители были не готовы погружаться в сложный мир аллегорий сказки. Да и сам Римский-Корсаков при первом знакомстве с пьесой не слишком проникся ею.

Лишь спустя время при повторном прочтении ему открылась вся глубина и поэтичность произведения. Музыка Римского-Корсакова живо рисует картины зимнего леса, щебет птиц, появление Весны-Красны, холод и отстраненность Снегурочки. Оркестр подражает птичьим трелям, звенящим ручьям, природным метаморфозам.

Создавая образы главных героев, автор тщательно продумывал мелодические и драматургические характеристики каждого. Для каждой категории действующих лиц отдельная интонационно-ритмическая и тембровая сфера.

Полный музыкальный анализ оперы композитор Римский-Корсаков предоставил сам в книге «Летопись моей музыкальной жизни» и статье «Разбор «Снегурочки». В ней автор подробно рассказал о художественном замысле и его воплощении.

Таким образом, познакомившись с пьесой Островского и оперой Римского-Корсакова, изучив литературу по данной теме, можно сделать некоторые выводы.

Во-первых, в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка» пейзаж выполняет различные функции. То есть в этом произведение пейзаж полифункционален.

Во-вторых, Щелыковская природа вдохновила драматурга на написание весенней сказки «Снегурочка». Возможно, что родиной Снегурочки может быть Щелыково.

В-третьих, благодаря знаниям, умениям и таланту Н.А. Римского-Корсакова оперу «Снегурочка» можно назвать национальным достоянием, передающим всю мощь и красоту русского народа и его традиции.

Список использованных источников:

  1. http://www.bukinistu.ru/literaturnyiy-peyzazh.html
  2. http://sochineniye.ru/chto-takoe-pejzazh-opredelenie/
  3. http://privetstudent.com/diplomnyye/filologiya/1612-diplom-stilisticheskie-osobennosti-peyzazha-v-proizvedeniyah-e-bronte-i-dzh-eliot.html
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A9%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA)
  5. http://rukzakputeschestwennika.ru/2015/09/27/ostrowskiy-schelikowo/
  6. Ивановский Государственный Энергетический Университет СОЛОВЬЁВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Выпуск 4 (40) 2013 Issue 4 (40) 2013 SOLOV’EVSKIE ISSLEDOVANIYA SOLOVYOV STUDIES
  7. http://solovyov-studies.ispu.ru/files/issues/2013_issue_4.pdf
  8. Теория литературы. Хализев В.Е.  http://www.alleng.ru/d/lit/lit359.htm
  9. Островский А.Н.  Пьесы. -М.: Дрофа: Вече,2002.
  10. Словарь литературоведческих терминов Л.И. Тимофеева
  11. http://allrefs.net/c16/3v0p2/p20/
Щелыковские пейзажи в пьесе-сказке А.Н. Островского «Снегурочка» и одноименной опере Римского-Корсакова

Категории