133
Автор: Овсова Е.
Научный руководитель: Пропадеева Е.Н.
Образовательное учреждение: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ)
Категория: Культурное наследие цивилизации
В последнее время большое значение
придается изучению природы родного края, пониманию и осознанию уникальности
различных географических объектов России. В этой связи считаю интересным
обратить свое внимание на литературные места нашей родины, которые вдохновляли
русских поэтов и писателей на создание шедевров русской литературы. Наряду с Болдино, Тарханами, Михайловским,
Ясной поляной, Щелыково является, безусловно, одним из литературных мест
России. Оно влечет своей неповторимой природой, связанными с ней легендами,
преданиями.
Цель моей работы — выявить влияние
реальных пейзажных зарисовок села Щелыково на описание природы в пьесе А.
Островского «Снегурочка».
Задачи:
1.
Определить функции пейзажа в литературе
2.
Отметить топографическую схожесть природы Щелыкова и царства берендеев из пьесы
А.Н. Островского «Снегурочка»
Весенняя сказка А.Н.Островского
«Снегурочка» своеобразна и неповторима.
В основе сюжета пьесы
драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева
«Поэтические воззрения славян на природу».
Многих
ученых привлекает сказка А.Островского необычностью жанра, формы и содержания.
Кроме того, природа села Щелыково Костромской области повторяется в ремарках и
тексте пьесы «Снегурочка» Островского.
Пейзаж в
литературе — является одним из самых мощных средств для создания воображаемого
мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и
времени. Писатели, в том числе и Островский, стремились включать этот
внесюжетный элемент в свои произведения.
Литературоведы
(Е.Н. Себина, В.Е. Хализев, С.М. Соловьев) связывают развитие пейзажа с
развитием чувства понимания природы у человека.
Литературный энциклопедический словарь объединяет два понимания пейзажа. Пейзаж определяется как «описание природы, шире любого незамкнутого пространства внешнего мира».
С.М. Соловьёв в понятие «пейзаж» включает
особый его вид – архитектурный пейзаж, который определяет как «описание
построек и внутреннего убранства жилища».
В.Е. Хализев говорит о других формах
присутствия природы в художественном произведении: мифологическое воплощение
сил природы, поэтическое олицетворение, эмоционально окрашенные суждения о
природе, описания животных и растений.
Литературовед Е.Н.
Себина в статье «Пейзаж» замечает, что пейзаж играет в произведении различную
роль, часто он полифункционален.
Остановимся на
важнейших функциях пейзажа: в большинстве произведений пейзаж выполняет
функции:
- Описание
места и времени
- Создание
эмоционального фона
- Передача
душевного состояния героя
- Выражение
точки зрения автора
- Способствует
созданию образа лирического героя
- Служит
одним из средств создания местного колорита
- Выступает
фоном, связанным с местом и временем действия
- Является
источником философских рассуждений писателя
- Приобретает
символическое значение
Впервые А. Н. Островский посетил
Щелыково 1 мая 1848 года. А в 1867 году Александр Николаевич вместе с
братом Михаилом Николаевичем выкупили у
мачехи отцовское имение и привели его в порядок. Щелыково стало главным местом
вдохновения А. Н. Островского, здесь он работал над многими пьесами, например,
«Снегурочку».
А.Н. Островский
использовал не только топографическую схожесть пейзажей в селе Щелыково и пьесе
«Снегурочка», но и восхищался самой природой. Пребывание Островского в Щелыкове
вдохновило Островского и на создание той замечательной песни, которую поют
берендеи в конце пьесы. Живописность природы, множество цветов. Все это воспел Островский
в «Снегурочке».
Музыкальные
иллюстрации к пьесе-сказке Островского
«Снегурочка» создали композиторы П.И.Чайковский и Римский-Корсаков. К работе
над оперой «Снегурочка» Николай Андреевич Римский-Корсаков приступил
летом 1880 года. Большая часть публики и особенно критики встретили пьесу
холодно. Образы и иносказания ее были малопонятны современникам. Зрители были не готовы погружаться в
сложный мир аллегорий сказки. Да и сам Римский-Корсаков при первом
знакомстве с пьесой не слишком проникся ею.
Лишь спустя время при повторном прочтении ему открылась вся
глубина и поэтичность произведения. Музыка
Римского-Корсакова живо рисует картины зимнего леса, щебет птиц, появление
Весны-Красны, холод и отстраненность Снегурочки. Оркестр подражает птичьим
трелям, звенящим ручьям, природным метаморфозам.
Создавая
образы главных героев, автор тщательно продумывал мелодические и
драматургические характеристики каждого. Для каждой категории действующих лиц
отдельная интонационно-ритмическая и тембровая сфера.
Полный
музыкальный анализ оперы композитор Римский-Корсаков
предоставил сам в книге «Летопись моей музыкальной жизни» и статье «Разбор
«Снегурочки». В ней автор подробно рассказал о художественном замысле и его
воплощении.
Таким образом,
познакомившись с пьесой Островского и оперой Римского-Корсакова, изучив
литературу по данной теме, можно сделать некоторые выводы.
Во-первых, в пьесе
А.Н. Островского «Снегурочка» пейзаж выполняет различные функции. То есть в
этом произведение пейзаж полифункционален.
Во-вторых,
Щелыковская природа вдохновила драматурга на написание весенней сказки
«Снегурочка». Возможно, что родиной Снегурочки может быть Щелыково.
В-третьих,
благодаря знаниям, умениям и таланту Н.А. Римского-Корсакова оперу «Снегурочка»
можно назвать национальным достоянием, передающим всю мощь и красоту русского
народа и его традиции.
Список
использованных источников:
- http://www.bukinistu.ru/literaturnyiy-peyzazh.html
- http://sochineniye.ru/chto-takoe-pejzazh-opredelenie/
- http://privetstudent.com/diplomnyye/filologiya/1612-diplom-stilisticheskie-osobennosti-peyzazha-v-proizvedeniyah-e-bronte-i-dzh-eliot.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A9%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA)
- http://rukzakputeschestwennika.ru/2015/09/27/ostrowskiy-schelikowo/
- Ивановский Государственный Энергетический
Университет СОЛОВЬЁВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Выпуск 4 (40) 2013 Issue 4 (40) 2013 SOLOV’EVSKIE ISSLEDOVANIYA SOLOVYOV STUDIES
- http://solovyov-studies.ispu.ru/files/issues/2013_issue_4.pdf
- Теория литературы. Хализев
В.Е. http://www.alleng.ru/d/lit/lit359.htm
- Островский А.Н. Пьесы. -М.: Дрофа: Вече,2002.
- Словарь
литературоведческих терминов Л.И. Тимофеева
- http://allrefs.net/c16/3v0p2/p20/