ВЫПУСК 5

Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")

Формирование эмоциональной рефлексии на уроках музыки в период подросткового кризиса

76
Автор: Болдырева А.
Научный руководитель: Мохова В.О.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Традиции современного образования и воспитания

Рефлексия – это осмысление и осознание собственных действий и эмоций. С помощью рефлексии мы можем понять себя, свои чувства, свой духовный мир. Важно рассмотреть формирование эмоциональной рефлексии в подростковом возрасте, так как это даст возможность узнать, как помочь детям в этот трудный период их жизни. Подростки очень импульсивны, часто бунтуют и напрямую высказывают свое мнение. С помощью рефлексии они смогут научиться контролировать свои эмоции, не вступать в споры, из которых не вышли бы победителями. Так же подростки, которые мало следят за тем, что говорят, с помощью рефлексии научатся смотреть на мир глазами других людей и, следовательно, думать, что сказать, чтобы не обидеть близких. Именно в подростковом возрасте важно научиться проводить самоанализ, так как в результате этого человек меняется и становится более развитым, как эмоционально, так и умственно (приходят новые идеи, появляются более глубокие знания). Развивая у себя способность эмоциональной рефлексии, подростки научатся лучше разбираться в людях и самих себе. 

Рассмотрим основные термины подробнее. Термин «рефлексия» возник в философии, а затем стал использоваться и в других сферах, включая психологию. Предпосылки формирования рефлексии накапливаются в дошкольном и младшем школьном возрасте, но у подростка рефлексия выходит на первый план, регулируя поведение и саморазвитие (Крашенинникова, 2005). В период подросткового кризиса ребенок переживает внутренний конфликт между желанием немедленного признания своих прав как взрослого и фактической неспособностью самостоятельно позаботиться о себе. В этот период ученики особенно нуждаются в поддержке и внимании. Необходимо создавать ситуации успеха и уважать личность каждого ребенка. Педагог должен и сам анализировать себя, работать над собой, уметь признать неправоту, слышать ученика.

Эмоциональная рефлексия – анализ собственных чувств и переживаний – необходима подростку. Она позволяет регулировать свои эмоции, грамотно оценивать себя в обществе. Разбираясь в своих эмоциях и наблюдая за другими людьми, ребенок учится лучше понимать себя, свои желания и возможности. Уроки музыки предоставляют педагогу неограниченный доступ к миру эмоций подростка. Все на уроке музыки способствует анализу чувств: знакомство с классическими и современными произведениями, грамотный подбор иллюстративного материала, основанный на шедеврах мировой культуры, беседы о впечатлениях, которые передал композитор (Абдуллин, 2004).

В связи с этим, мы предположили, что уроки музыки могут способствовать развитию общей и эмоциональной рефлексии подростка. Для того, чтобы оценить правомерность заявленной гипотезы, мы провели предварительное исследование взаимосвязи развития рефлексии и музыкальной деятельности, на базе ГПБОУ «Нижегородский Губернский колледж». В предварительном исследовании приняли участие студенты 3 курсов отделений Информатики (17 человек) и Музыкального образования (17 человек) в возрасте ранней юности. Общая выборка исследования составила 34 человека. Работая с методикой диагностики рефлексивности (опросник Карпова А.В.), обучающиеся ответили на 27 вопросов теста, затем сырые баллы были переведены в стены, и на их основе разделены на 3 уровня развития рефлексивности личности. 

Были получены следующие данные. Обучающиеся отделения Музыкальное образование опережают обучающихся отделения информатики на 5,89% в высоком уровне рефлексивности (Музыкальное отделение 3 человека, 17,65%; отделение Информатики 2 человека, 11,76%) и на 17,65% в среднем уровне рефлексивности (Музыкальное отделение 12 человек, 70,59%; отделение Информатики 9 человек, 52,94%). Также в выборке отделения Музыкальное образование на 23,53% меньше количество студентов с низким уровнем рефлексивности (Музыкальное отделение 2 человека, 11,76%; отделение Информатики 6 человек, 35,29%). Обучающиеся отделения Музыкальное образование показали более высокий уровень развития рефлексивности.

Таким образом, гипотеза предварительного исследования подтвердилась. На основании полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что целенаправленные занятия музыкой с высокой вероятностью положительно влияют на развитие общей и эмоциональной рефлексии в период ранней юности. Следовательно, будет целесообразно расширить границы исследования до подросткового возраста, и разработать цикл уроков, направленных на формирование и развитие эмоциональной рефлексии. Дальнейшей перспективой данного исследования является разработка цикла уроков по формированию рефлексии подростка. Анализ педагогических исследований позволяет рекомендовать учителю музыки следующие методы развития общей и эмоциональной рефлексии: беседа, карты самооценки учащихся, карты настроения с указанием своего эмоционального состояния, тесты самочувствия, анкеты отношения к уроку с определением того, что понравилось и не понравилось на занятии.

Подросток с низким уровнем рефлексии – это потенциальный ребенок «группы риска»: он плохо понимает себя, свои желания, не планирует будущее, он часто попадает деструктивные компании, легко поддается чужому влиянию, часто именно в этом возрасте начинает курить, принимать алкоголь или пробовать наркотики. Основной этап формирования рефлексии – подростковый возраст, поэтому так важно, чтобы в этот период педагоги целенаправленно вели интенсивную работу по развитию общей и эмоциональной рефлексии.

Список использованных источников:

  1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдулин. Е. В. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
  2. Крашенинникова, Н.Б. Подготовка студентов колледжа к рефлексивной деятельности: методические рекомендации / Н.Б. Крашенинникова // Нижегородский педагогический колледж. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. -92 с.
  3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. — 176с. 
  4. Способы повышения мотивации на уроках музыки [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/sposoby-povyshieniia-motivatsii-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-muzyki.
  5. Становление личностной рефлексии в подростковом возрасте [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2422.
Формирование эмоциональной рефлексии на уроках музыки в период подросткового кризиса

Категории