Научный руководитель: Клочкова Н.В., Арифулина Р.У.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Традиции современного образования и воспитания
ВЫПУСК 5
Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")
Важнейшая составная часть воспитательного процесса в российской школе — формирование гражданского воспитания, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности школьника, является одним из приоритетных направлений педагогического процесса. На современном этапе цель гражданского воспитания определяется как воспитание «граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов» [1].
Сегодня в сфере российского образования происходят серьезные преобразования, внедряется громадное количество инноваций. Их реализация рассматривается в педагогической теории и практике в качестве ведущего условия успешного решения школой достижения нового современного качества образования. В связи с этим, особо актуализируется вопрос о связи традиций и инноваций, их соотношении.
Под традициями в гражданском воспитании следует понимать устоявшиеся элементы содержания, средств и технологий обучения и воспитания. Инновации — это новые явления в гражданском воспитании, возникшие в поздний период его развития. Следует подчеркнуть, что отличительным признаком инноваций является воплощение их на практике. Традиции и инновации гражданского воспитания взаимосвязаны и неразделимы. Инновации возникают на ранее подготовленной почве — в данном случае — образовательных традиций. В современных социально-экономических условиях, прогноз развития гражданского воспитания связан с современным развитием инновационного процесса в воспитательной практике: в педагогической науке активно ведутся поиски новых моделей гражданского воспитания, при этом сохраняя многолетние традиции отечественных ценностей, в частности таких, как коллективизм, патриотизм, государственность, гуманизм, нравственные ценности. Следовательно, инновации в образовании также необходимы, как и традиции, а их взаимосвязь — эффективный механизм развития гражданского и общекультурного развития, что особо актуально в начальном образовании, когда в детях закладываются основы их мировоззренческих взглядов. [2] Таким образом, возникает необходимость в деятельном компоненте гражданского воспитания.
Эффективность гражданского воспитания младших школьников, несомненно, повысится, если применять в образовательном процессе интерактивные и иные инновационные (наряду с традиционными) формы и методы, направленные на формирование гражданской позиции подрастающего поколения. В этой связи одним из перспективных и педагогически инновационных методов можно считать применение в учебно-воспитательном процессе метод исторической реконструкции, предполагающий ролевое моделирование, воссоздание предметов материальной культуры определенного исторического периода на основании археологических, письменных и иных источников. [4] Историческая реконструкция позволяет прикоснуться к изучаемой эпохе, миру предков; она направлена на сохранение культурной идентичности российского общества, что так важно в современной российской действительности.
Итак, для поступательного и качественного развития отечественного образования необходимо единство традиций и инноваций, отражающих гармоничное сочетание реальных консервативной и либеральной педагогической парадигм.
Список используемых источников: