Научный руководитель: Кузнечикова Д.К.
Образовательное учреждение: ГБПОУ “Нижегородский авиационный технический колледж”
Категория: Межкультурное взаимодействие и языковая коммуникация в современном обществе
ВЫПУСК 5
Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")
Введение. В современном обществе мы часто сталкиваемся с проблемами, касающимися нашей речи. В исследовательской работе мы рассмотрим речевую агрессию, ведь именно она приводит к нарушениям общественного порядка, провоцируя социальную нестабильность общества.
Цель нашей работы — изучить речевую агрессию в образовательных учреждениях и разработать меры по профилактике её возникновения.
В задачи нашей исследовательской работы входит рассмотрение причин и видов агрессии, способов её преодоления, изучение речевой агрессии как проблемы современного общества, а также анализ роли социального педагога в преодолении речевой агрессии.
Понятие агрессии и ее причины. Речевая агрессия возникает под влиянием различных побуждений и приобретает разные способы выражения. К эмоциям и чувствам, вызывающим речевую агрессию, можно отнести злость, раздражение, обиду, недовольство и тому подобное.
Речевая агрессия молодежи как проблема современного общества
Проблема речевой агрессии актуальна для молодежной речевой среды и педагогического общения. Роль любого учебного заведения заключается в том, чтобы, неуклонно, развивать у обучающихся культуру речи.
Способы преодоления речевой агрессии в учебных заведениях. Одной из главных задач подготовки современного педагога является формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости и бестактности. Ведь именно от его воспитания зависит его поведение не только в учебном заведении, но и в дальнейшей его профессиональной деятельности.
Общее направление предотвращения агрессии в образовательных учреждениях.
Агрессия появляется не только у подростков, но и в речи преподавателей, что проявляется в повышении тона, резких восклицаниях, грубых замечаниях и насмешках. Направление предотвращения агрессии – самонаблюдение и самоконтроль педагога над собственным речевым поведением.
Способы снятия агрессивности.
К ним относятся: трансформация в созидательные цели, увлечения; трансформация в творческую деятельность; физическая разрядка; проговаривание негативных эмоций.
Частные приемы контроля над речевой агрессией. К ним относятся: игнорирование речевой агрессии, переключение внимания, метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций, «тактическое сомнение», положительные оценочные высказывания, открытое словесное порицание, шутка и убеждение.
В ходе проведенного исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
1 – Самая большая вероятность проявления агрессии среди возрастной группы 15-16 лет.
2 – Родители большинства студентов не говорят с ними о такой проблеме как агрессия.
3 – Чтобы решить проблему речевой агрессии необходимо проводить классные часы на эту тему.
4 – В образовательном учреждении проблемы речевой агрессии помогает решать психолог.
5 – Чаще всего речевая агрессия наблюдается в СМИ, в интернете.
Данное исследование состоит из двух видов анкет. «Анкета для преподавателей» включает в себя 11 вопросов и «Анкета для студентов» включает в себя 13 вопросов.
Проверка гипотез.
Заключение
Существенно ограничить вербальную агрессию в учебной среде не только возможно, но и необходимо, поскольку она представляет реальную угрозу для эффективного учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях.
Решение изучаемой проблемы приведет не только к повышению культуры педагогического общения, нормализации психологического климата в учебном коллективе, но и к общему оздоровлению современного общества.
Список использованных источников: