ВЫПУСК 5

Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")

Речевая агрессия в образовательных учреждениях

53
Автор: Баранова Е., Полетова Е.
Научный руководитель: Кузнечикова Д.К.
Образовательное учреждение: ГБПОУ “Нижегородский авиационный технический колледж”
Категория: Межкультурное взаимодействие и языковая коммуникация в современном обществе

Введение. В современном обществе мы часто сталкиваемся с проблемами, касающимися нашей речи. В исследовательской работе мы рассмотрим речевую агрессию, ведь именно она приводит к нарушениям общественного порядка, провоцируя социальную нестабильность общества.

Цель нашей работы — изучить речевую агрессию в образовательных учреждениях и разработать меры по профилактике её возникновения.

В задачи нашей исследовательской работы входит рассмотрение причин и видов агрессии, способов её преодоления, изучение речевой агрессии как проблемы современного общества, а также анализ роли социального педагога в преодолении речевой агрессии.

Понятие агрессии и ее причины. Речевая агрессия возникает под влиянием различных побуждений и приобретает разные способы выражения. К эмоциям и чувствам, вызывающим речевую агрессию, можно отнести злость, раздражение, обиду, недовольство и тому подобное.

Речевая агрессия молодежи как проблема современного общества

Проблема речевой агрессии актуальна для молодежной речевой среды и педагогического общения. Роль любого учебного заведения заключается в том, чтобы, неуклонно, развивать у обучающихся культуру речи.

Способы преодоления речевой агрессии в учебных заведениях. Одной из главных задач подготовки современного педагога является формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости и бестактности. Ведь именно от его воспитания зависит его поведение не только в учебном заведении, но и в дальнейшей его профессиональной деятельности.

Общее направление предотвращения агрессии в образовательных учреждениях.

Агрессия появляется не только у подростков, но и в речи преподавателей, что проявляется в повышении тона, резких восклицаниях, грубых замечаниях и насмешках. Направление предотвращения агрессии – самонаблюдение и самоконтроль педагога над собственным речевым поведением.

Способы снятия агрессивности.

 К ним относятся: трансформация в созидательные цели, увлечения; трансформация в творческую деятельность; физическая разрядка; проговаривание негативных эмоций.

Частные приемы контроля над речевой агрессией. К ним относятся: игнорирование речевой агрессии, переключение внимания, метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций, «тактическое сомнение», положительные оценочные высказывания, открытое словесное порицание, шутка и убеждение.

В ходе проведенного исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

 1 – Самая большая вероятность проявления агрессии среди возрастной группы 15-16 лет.

2 – Родители большинства студентов не говорят с ними о такой проблеме как агрессия.

3 – Чтобы решить проблему речевой агрессии необходимо проводить классные часы на эту тему.

4 – В образовательном учреждении проблемы речевой агрессии помогает решать психолог.

5 – Чаще всего речевая агрессия наблюдается в СМИ, в интернете.

Данное исследование состоит из двух видов анкет. «Анкета для преподавателей» включает в себя 11 вопросов и «Анкета для студентов» включает в себя 13 вопросов.

Проверка гипотез.

  1. Гипотеза подтвердилась — самая большая вероятность проявления агрессии среди возрастной группы 15-16 лет, так как этот возраст сопровождается психологическими изменениями, потребностью в самоутверждении. Вследствие чего чаще всего агрессия наблюдается у подростков именно этого возраста.
  2. Гипотеза подтвердилась — родители большинства студентов не говорят с ними о такой проблеме как агрессия. Это связано с тем, что многие родители невольно сами агрессивно ведут себя порой, тем самым подают негативный пример для подростка. Некоторые родители сами не считают нужным говорить с детьми на данную тему.
  3. Гипотеза не подтвердилась — чтобы решить проблему речевой агрессии необходимо проводить классные часы на эту тему. Возможно, это связанно с малой эффективностью данной методики. Так же это может быть связанно с тем, что сами образовательные учреждения не уделяют должного внимания данной проблеме как речевая агрессия.
  4. Гипотеза не подтвердилась – в образовательном учреждении психолог помогает решать проблему речевой агрессии. Чаще всего педагоги не считают нужным обращаться за помощью к другим работникам учебного заведения, поскольку предпочитают самостоятельно решать возникшие проблемы, с помощью разных методик и исходя из своего опыта работы.
  5. Гипотеза подтвердилась — чаще всего речевая агрессия наблюдается в СМИ, в интернете. В настоящее время это является одной из социальных причин широкого распространения речевой агрессии, которая пропагандирует насилие и выступают как источники вербальной агрессии.

Заключение

Существенно ограничить вербальную агрессию в учебной среде не только возможно, но и необходимо, поскольку она представляет реальную угрозу для эффективного учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях.

Решение изучаемой проблемы приведет не только к повышению культуры педагогического общения, нормализации психологического климата в учебном коллективе, но и к общему оздоровлению современного общества.

Список использованных источников:

  1. Ениколопов С.Н., Ерофеева Л.В., Соковня И. и др. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Методическое пособие для педагогов, школьных психологов, родителей / Под ред. И. Соковни. – М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
  2. Простакишина Н. П. Вербальная агрессия и основные формы ее проявления в молодежной среде (на примере студентов филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» г. Находка) / Н. П. Простакишина, Е. С. Шпак // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 108-110.
  3. azps.ru[Электрон. ресурс] –Агрессия–  Режим доступа: http://azps.ru/articles/soc/soc160.html
Речевая агрессия в образовательных учреждениях

Категории