ВЫПУСК 5

Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")

Психолого-педагогические условия формирования позитивной Я-концепции у детей дошкольного возраста

128
Автор: Колесникова Е.
Научный руководитель: Какорина Н.В.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Традиции современного образования и воспитания

Актуальность данной темы обусловлена тем, что Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед современным детским садом задачу достижения следующих целевых ориентиров, на этапе завершения дошкольного возраста: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе…». Формирование таких личностных образований, на наш взгляд, несомненно, является подготовкой самостоятельного человека, способного жить и действовать в условиях современного общества. Ведь именно представление о своих возможностях, достоинствах и недостатках позволяет человеку стать субъектом собственной жизни. Формирование позитивной «Я-концепции» – основа для самовоспитания и самосовершенствования.

Я — концепция – это система представлений человека о самом себе. Изучением проблемы развития Я-концепции личности занимались следующие зарубежные ученые: У. Джемс, Ч. Кули, Д. Мид, Э. Эриксон, К. Роджерс и др. У. Джемс стал автором первых теоретических разработок в области Я-концепции. Ему принадлежит оригинальная формула самооценки: Самооценка=успех/притязания. По данной формуле, человек может улучшать представления о себе, либо увеличивая числитель дроби (добиваясь успеха), либо уменьшая знаменатель (снижая уровень притязаний). В начале 20 века социолог Ч. Кули первым подчеркнул значение «обратной связи», получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я. Психолог Д. Мид также считал, что самоопределение человека осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. Э. Эриксон проблему Я-концепции рассматривал сквозь призму Я-идентичности, которая возникает у ребенка при общении со взрослым. Исследованием Я-концепции занимались и отечественные ученые: Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, А. А. Бодалев, В. В. Столин, А. А. Реан, И. И. Чеснокова и др. Однако, проблема становления именно позитивной Я-концепции ребенка дошкольного возраста и целенаправленное влияние на её формирование окружающих взрослых требует дополнительной разработки.

Карлом Роджерсом было сформировано понимание Я-концепции в русле гуманистической психологии. Я-концепция, в понимании К. Роджерса, – это представление человека о себе и внутренняя сущность личности, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.

Я-концепция К. Роджерса складывается из 2 понятий: я-реальное и я-идеальное.

Другими словами, Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, она часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни. По мнению ученого, Я-концепция включает в себя не только наши представления о том, какие мы есть, но и то, какими мы хотели бы быть. Этот компонент К. Роджерс назвал Я-идеальное. Я-концепция характеризуется достаточной целостностью, хотя и может меняться в результате нового опыта.

По мнению английского психолога Роберта Бернса, формирование Я-концепции имеет свои особенности на разных стадиях развития

1. Развитие основ довериядлится до 18 месяцев.

2. Развитие автономии — до трех-четырех лет.

3. Развитие инициативности или чувства вины — начинается примерно в четыре года.

4. Развитие трудолюбия или чувства неполноценности — охватывает школьные годы, когда ребенок включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет ее самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми.

5. Развитие эго-идентичности или диффузии идентичности.

Гэри Чепмен и Росс Кэмпбелл опытные педагоги, психологи и врачи в своей книге «Пять путей к сердцу ребенка писали «Любовь – это основа всего». Они выделили пять языков любви, на которых необходимо общаться с ребенком для его полноценного развития, а если он полноценно развивается – значит, у него есть все ресурсы для формирования позитивной Я-концепции.

Путь №1: Прикосновение.

Поцелуи и объятия – самые простые способы выразить любовь на этом языке. Мама, усадив своего малыша на колени, читает ему сказку. Отец подбрасывает воздух годовалого сынишку, кружит по дому дочку

Путь №2: Слова поощрения.

Рассказывать о любви можно при помощи слов. Это естественно. Похвала, благодарность, ласковая поддержка выражают любовь и заботу. Такие слова дадут ему уверенность в себе, помогут почувствовать собственную значимость.

Путь №3: Время.

Время – это ваш подарок ребенку. Когда мы проводим время с ребенком, не так уж и важно, чем мы занимаемся, главное – мы вместе. И самое плодотворное время – время, которое вы провели дома, наедине с сыном или дочерью.

Путь №4: Подарки.

Подарок может напоминать ребенку о вашей любви долгие годы. Для некоторых детей именно это – единственный верный путь. Однако подарок становится символом любви лишь тогда, когда ребенок видит, что родители действительно о нем заботятся. Поэтому говорить только на «языке подарков» нельзя.

Путь №5: Помощь.

Основная ваша задача – делать то, что пойдет им во благо. Выполнение сиюминутных желаний ребенка, потакание ему во всем – не самый лучший способ выразить любовь. Если ваш ребенок слишком часто просит или даже требует подарков и помощи, призадумайтесь. Может быть, не стоит потакать ему. Велик риск, что вы вырастите эгоиста.

Помогать детям – не значит полностью обслуживать их.          Важной задачей родителей будет определение языка любви своего ребенка. На настоящий момент можно констатировать тот факт, что у многих дошкольников затруднено формирование позитивной Я-концепции и проявляется заниженная самооценка и неуверенность в собственных силах.

Чтобы не разрушать неокрепшую психику ребенка и стимулировать работу родителей по формированию позитивной Я-концепции, семья и детский сад должны активно взаимодействовать друг с другом. В целостный педагогический процесс ДОУ должны быть включены занятия, игры и упражнения, направленные на становление позитивной Я-концепции дошкольников, через преобразование их личностного опыта.

Список использованных источников:

  1. Москаленко, В.Д. Возвращение к жизни [Текст] / В.Д. Москаленко – М.: Никея, 2017. — с.429
  2. Чепмен, Г., Кэмпбелл, Р. Пять путей к сердцу ребенка [Текст] / Пер. с англ. —  М.: Библия для всех, 2004. — 272с.
  3. Бернс, Р.  Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Пер. с англ. — М.: «Прогресс», 1986. – 422 с.
  4. Гиппенрейтер, Ю.Б.  Продолжаем общаться с ребенком [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер – М.: АСТ, Астрель, 2008.
Психолого-педагогические условия формирования позитивной Я-концепции у детей дошкольного возраста

Категории