Научный руководитель: Ким С. Н.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Категория: Традиции и инновации в образовании
ВЫПУСК 5
Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")
В современном образовании одной из приоритетных задач является задача развития у обучающихся исследовательских умений. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечается, что проектно-исследовательская деятельность младших школьников должна быть организована в обязательном порядке.
Таким образом, встает вопрос о необходимости создания условий для совершенствования и развития исследовательских умений у младших школьников. Для решения этой проблемы можно использовать различные образовательные технологии, методы, формы и средства обучения. Среди них проблемно-исследовательские методы, ИКТ, уроки-исследования и т.п. Проблемно-исследовательский метод обучения является одним из основной при организации работы детей над проектом, так как учащиеся в процессе этой работы выстраивают гипотезы, ставят цель и задачи, определяют способы их достижения. Именно применение проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками.
Широко известно, что ведущим видом деятельности у детей младшего школьного возраста является учение, что и является предпосылкой развития исследовательских умений, необходимых в проектной деятельности. Вместе с тем проектная деятельность представляет сложности в организации учебного процесса и требует больших временных, умственных и физических затрат, как от учителя, так и от учеников. Именно с этим связано то, что проектная деятельность используется в начальной школе довольно редко.
У истоков проектной деятельности стояли американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик и последователь У. Килпатрик. Значительный вклад в развитие проектной деятельности внесли такие ученые, как Э. Коллингс, К. Поппер, Г. Саймон и многие другие. Развитие теории и практики метода проектов в России связано с именами Е.Г. Кагарова, М.В. Крупенина, Г. Меандрова, Е.С. Полат, С.Т. Шацкого, А.Б. Воронцова и других.
ФГОС НОО требует реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников, который, в свою очередь, предполагает активное участие ученика в учебно-воспитательном процессе. Использование проектной деятельности всецело способствует реализации системно-деятельностного подхода. Именно поэтому появилась необходимость сделать проектную деятельность неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Вместе с тем педагоги не всегда видят, какой потенциал в ней заложен. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью внедрения проектной деятельности и недостаточным пониманием ее значимости. Кроме того, существует проблема в сложности интегрирования данной технологии в учебный процесс. В частности, недостаточно разработано методическое обеспечение проектной деятельности в рамках конкретного учебного предмета.
Все вышеизложенное определило выбор темы моей работы: «Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе».
Проблема: каковы условия эффективного использования проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе?
Объект: процесс обучения русскому языку младших школьников.
Предмет: использование проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.
Цель: определение условий эффективного использования проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи:
Работа над проблемой началась с изучения психолого-педагогической литературы по теме исследования. Нам удалось сделать вывод о том, что проектная деятельность является одним из основных средств развития исследовательских умений младших школьников, но ее организация на уроках в начальной школе, и в особенности на уроках русского языка, требует больших усилий не только педагога-координатора, но и самих учащихся. Работа над разными учебными проектами имеет свои особенности, каждый тип проекта – свою структуру и варианты продуктов. При реализации проектной деятельности необходимо учитывать этапы работы над проектом, особенности учащихся, соблюдать требования к организации, грамотно и своевременно оказывать помощь детям.
Был изучен опыт учителей начальной школы в организации проектной деятельности младших школьников, их рекомендации. Анализ опыта позволил обобщить рекомендации, которых следует придерживаться при работе над проектом, и выявить интересные приемы в работе над проектом.
На основе полученных выводов в ходе изучения литературы, анализа педагогического опыта нами были разработаны паспорта учебных проектов разных типов для уроков русского языка в начальной школе. Эти проекты могут быть полезны студентам педагогических колледжей и вузов, а также учителям-практикам.
Разработанные нами проекты убедительно доказывают, что на уроках русского языка, несмотря на все трудности, можно и нужно организовывать проектную деятельность. Мы постарались показать возможности ее применения при изучении разных тем курса русского языка в начальной школе.
Список использованных источников: