ВЫПУСК 5

Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")

Оффшорный бизнес: современное состояние и негативное воздействие на экономику

59
Автор: Корнусова В.
Научный руководитель: Костырев А. П.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Перспективы социально-экономического развития государства

Оффшор (офшор) – это страна или территория, предоставляющая иностранным организациям особые условия для ведения бизнеса, в частности, низкие ставки налогообложения и простые правила отчетности. Известные оффшорные зоны располагаются в таких странах, как Кипр, Гонконг, Филиппины, Сингапур, Багамские острова, Малайзия и др.

Оффшорные схемы существуют еще со временем древних Афин, когда купцы специально проезжали мимо города, чтобы избежать пошлин и сборов. Они искали зоны свободной торговли, где им не приходилось платить никаких сборов. Попытки уклониться от налогообложения присутствовали всегда, что обусловило высокую популярность оффшорных схем. Оффшорные режимы характеризуются набором следующих преимуществ: налоговые льготы, значительный уровень свободы при ведении отчетности, отсутствие валютного контроля, возможность осуществления операций с резидентами в любой инвалюте, анонимность владельцев финансовых активов, а также конфиденциальность финансовых операций и т. д. [1]. Все это является преимуществом лишь для организаций, которые хотят вести бизнес в оффшорных зонах. Для государства подобные стороны оффшорного бизнеса являются крайне негативными, так как происходит отток капитала за рубеж, вследствие чего падает собираемость налогов и страдает бюджетная система.

 Оффшоризация наряду с другими факторами вносит вклад в увеличение оттока капитала. По данным ЦБ чистый отток капитала из РФ, по сравнению с 2016 г., вырос на 6,7 млрд. долл. США и составил 25,2 млрд. долл. США [2]. Однако, с 2018 г. наблюдается положительная тенденция и отток капитала, по сравнению с 2017 г., уменьшился на 6,0 млрд. долл. США. На территории Российской Федерации, как и других государств, оффшоры создают комплекс противоречий между интересами бизнеса и государства. Страна из-за использования услуг оффшорных зон несет значительные налоговые убытки, а также риски утраты контроля над стратегическими активами. Оффшорные банки привлекают значительные объемы финансовых ресурсов. Негативные последствия вывоза капитала и использования оффшорных зон российским бизнесом представляют угрозу национальной безопасности: государственный бюджет недополучает значительные налоговые поступления; расширяется сфера действия теневой экономики, сужаются возможности инвестирования в национальную экономику [3].

Существует несколько наиболее популярных оффшорных схем:

-владение недвижимостью, землей и другим имуществом через офшоры. Такая схема выгодна субъектам, не желающим раскрывать свое имя в качестве настоящего владельца и сэкономить на налогах на недвижимость;

-конфиденциальное владение бизнесом или активами. Такая схема предполагает перенос бизнеса за границу. Информацию о собственниках зачастую сложно получить даже в случае межправительственных запросов;

— схемы в сфере Интернет-торговли, международных перевозок, на рынке ценных бумаг и др.

Правовое регулирование оффшорного бизнеса необходимо для предотвращения противоправных операций и легального применения налоговых и административных льгот. Президент РФ еще в 2005 г. в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию заявил, что необходимо стимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в национальную экономику. Для исполнения данного поручения Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон от 30.12.2006 № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» [4].

В настоящее время методом борьбы с офшорами выступает так называемая деоффшоризация – система законодательных мер, направленных против сокрытия доходов предприятий, формально принадлежащих организациям, находящимся в оффшорных зонах. Деоффшоризация призвана повысить собираемость налогов, раскрыть настоящих собственников предприятий и снизить преступность в финансовой сфере. С 01.01.2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ [5], согласно которому все российские налогоплательщики обязаны раскрыть Федеральной налоговой службе свое прямое или косвенное участие в иностранных организациях. В целях сокращения оффшоризации российского бизнеса и экономики в целом был разработан и принят Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6]. Закон направлен на создание правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации [6, ст.1].

Таким образом, сегодня оффшорный бизнес носит глобальный характер, поэтому перспективы его контроля обусловят в определенной степени будущее экономик практически всех стран мира. Утрата контроля над стратегическими активами несет одну из главных угроз национальной безопасности любой страны.

Оффшорные финансовые центры представляют собой потенциальную угрозу для стабильности не только отдельной национальной экономики, но и всей мировой финансовой системы, хотя, с другой стороны, использование оффшорных территорий экономически является оправданным, поскольку позволяет снизить налоговое бремя. Но не стоит забывать, что этот механизм причиняет значимый ущерб экономическому положению страны, компании которой используют зарубежные оффшоры, и снижает финансовые возможности государства из-за недостаточного пополнения бюджета на разных уровнях. В настоящее время в российской экономике развернуты меры антиоффшорной политики. Однако, законодательная база в условиях изменения мировой финансовой системы требует постоянного совершенствования.

Список использованных источников:

  1. Алборова М. В. Проблемы оффшоризации российской экономики [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2017. – №1. – С. 140-143. – URL: https://moluch.ru/archive/135/37917.
    1. Центральный Банк Российской Федерации (Банка России) [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics.
    1. Бондаренко В. А., Сулименко О. В. Тенденции и реалии вывоза капитала из России [Электронный ресурс] // Концепт. – 2015. – Спец. выпуск № 16. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75222.htm.
    1. Федеральный закон от 30.12.2006 № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» [Текст] // СЗ РФ. – 2007. – № 1 (1 ч.). – Ст. 32.
    1. Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ (ред. от 12.11.2018) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» [Текст] // СЗ РФ. – 2014. – № 48. – Ст. 6657.
  2. Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. – 2015. – № 24. – Ст. 3367.
Оффшорный бизнес: современное состояние и негативное воздействие на экономику

Категории