ВЫПУСК 5

Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")

Особенности проведения психологической и педагогической диагностики в начальной школе

41
Автор: Куракина И.
Научный руководитель: Тухман И. В.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Категория: Традиции и инновации в образовании

Неумение обучающихся «работать» и «учиться» создало проблему недостатка практических условий освоения основной образовательной программы, поскольку общеучебные умения и навыки, которые с появлением нового стандарта стали универсальными учебными действиями (УУД), не были выделены и не разработаны системно. Только в конце прошлого столетия начали разрабатываться подходы системного осмысления общеучебных умений и навыков. Эти исследования представлены, прежде всего, в работах Ю. К. Бабанского, Г. Г. Герцова, В. М. Коротова, Н. А. Лошкаревой, В. Ф. Паламарчук и др. [2, c. 10]

Для диагностики сформированности УУД осуществляется проведение психологической и педагогической диагностики, т.к. успех в обучении, воспитании и социализации ребенка зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития.  Но, к сожалению, не все педагоги осведомлены об основных различиях и тонкостях проведения педагогической диагностики.

Можно сформулировать следующую проблему: недостаток знаний о разграничении психологической и педагогической диагностики в начальной школе; об особенностях ее проведения.

Актуальность данной проблемы подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), который выдвигает на первый план новый образовательный результат – сформированность у выпускников начальной школы совокупность основных образовательных результатов: метапредметных, личностных (универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) и предметных результатов освоения основной образовательной программы [1].

Для их формирования и возможной коррекции педагогом и психологом организуется проведение психодиагностики и педагогической диагностики, внесенных в циклограмму.

Цель работы: теоретическое обоснование и практическая проверка целесообразности использования психологической и педагогической диагностики в начальной школе.

Объект: проведение психологической и педагогической диагностики в начальной школе.

Предмет исследования: правила применения инструментария психологической и педагогической диагностики в начальной школе.

Гипотеза: проведение психологической и педагогической диагностики в начальной школе будет эффективным, если:

– ставить четкую цель исследования;

– подбирать комплекс диагностических методик и методы диагностики, поддающиеся интерпретации, опираясь на качество личности, которое нужно выявить;

– учитывать особенности проведения психодиагностики и педагогической диагностики при проведении.

Задачи работы:

  1. Раскрыть общие понятия о психологической и педагогической

диагностике.

  • Изучить историю становления диагностической работы в истории

психологии и педагогики.

  • Сформулировать цели, поставить задачи и выделить функции

психологической и педагогической диагностики.

  • Рассмотреть и выделить особенности основных методов

психологической и педагогической диагностики.

  • Рассмотреть и проанализировать основные особенности

проведения психологической и педагогической диагностики в начальной школе.

  • Выявить условия эффективности использования педагогической

и психологической диагностики.

Пожалуй, главное отличие психологической и педагогической диагностики в том, что первую проводит психолог с разрешения родителей (законных представителей) обучающегося, а вторую осуществляет педагог.

Помимо этого, различается область изучения и применения диагностик: психологическая диагностика изучает индивидуально-психологические особенности детей, на основе которых психологом даются рекомендации, а педагогическая – изменение качеств личности, происходящее под действием педагогического процесса, результаты которой внедряются в педагогический процесс.

Нами была составлена циклограмма проведения психологической и

педагогической диагностики в начальной школе педагогом и психологом совместно, направленную на мониторинг УУД. Предлагаем ее вашему вниманию.

В дальнейшем планируется разработка сборника диагностических методик, направленных на мониторинг коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных универсальных учебных действий.

Список использованных источников:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / утвержден приказом Минобрнауки Российской Федерации от 29 декабря 2014г., №1643 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2014.
  2. Дудина, М.М. Основы психолого-педагогической диагностики [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. М. Дудина. – Электронные текстовые данные. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2017. – Режим доступа: https://docplayer.ru/67478742-M-m-dudina-f-t-hamatnurov-osnovy-psihologo-pedagogicheskoy-diagnostiki.html. – Дата обращения: 31.03.2019.
Особенности проведения психологической и педагогической диагностики в начальной школе

Категории