ВЫПУСК 5

Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")

Организация детского досуга с использованием музыкально-ритмической деятельности

33
Автор: Максимова Е.
Научный руководитель: Ветренко О.В.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Традиции современного образования и воспитания

На современном этапе воспитательно-образовательной работы в общеобразовательных учреждениях происходит усиление внимания к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей детей. Благодаря своей специфике, заключающейся, прежде всего, в средствах разных видах искусства, художественно-творческих деятельностях, эстетическое воспитание обеспечивает глубокое влияние на всестороннее развитие ребёнка и формирование его личности.

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности.

Искусство хореографии – явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции, средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку. История становления хореографического искусства – это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени; это история народного танцевального искусства, практической деятельности педагогов-хореографов и исполнителей различных эпох и народов. Танец – это не только физическое проявление каких-либо физических качеств, не просто показ движений, а творческую фантазию личности, которая может находить яркие и образные сравнения.

В соответствии с задачами педагогики в области эстетического воспитания важно чтобы в школе дети занимались с искусством хореографии и получили полноценную танцевальную подготовку. Занятия по танцу действует эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное действие на их физическое развитие, и способствует росту их общей культуры, развивает музыкальность, учат к дисциплине. Начиная занятия с детьми, прежде всего надо стремиться заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусства танца. Ознакомление с новым видам искусства расширяет сферу детских интересов, обогащает их новыми впечатлениями. Приобретение правильных и прочных танцевальных навыков, участие в исполнение танцев, творческое отношение к созданию образа, беседы педагога с детьми – все это развивает эстетическое восприятия ребенка. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности.

Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.

Хореография – важный элемент культуры, она должна изучаться в общеобразовательной в начальной школе как предмет образовательной области «Искусство» наравне с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство. Навыки, приобретённые учащимися на уроках хореографии в первый год работы в школе, востребовались в различных сферах деятельности чисто механически.

Организация детского досуга средствами музыкально – ритмической деятельности обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся, воспитывает культуру эмоций, формирует и сохраняет правильную осанку ребёнка, укрепляет мышечный корсет. Уроки хореографии оказывают значительное влияние на развитие таких специфических видов памяти как моторная, слуховая и образная. Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развивать те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. В процессе эксперимента с детьми были разучены следующие музыкально – ритмические игры: Зверобика, У оленя дом большой, Елочки-пенечки, В этом зале все друзья, Пальчиковая гимнастика, Осень, Мороз.

Исходя из наблюдений за детьми, наиболее интересными были:

— музыкально-подвижная игра «Зверобика», «У оленя дом большой»

— творческое задание «Импровизация»

— инсценировка песни.

Положительные результаты были достигнуты благодаря поощрению креативности детей, их самобытности, проявлению индивидуального самовыражения и нестандартных решений разнообразных задач.

В ходе работы мы отмечаем, что детям интересны занятия и они с удовольствием слушают музыкальные произведения, определяют характер, подбирают разнообразные танцевальные движения.

 Заметные изменения произошли в межличностных отношениях детей: изменилось отношение к новеньким учащимся, меньше конфликтов стало происходить между девочками и мальчиками, появилась общая цель (постановка музыкального спектакля с танцевальными номерами), способствующая сплочению класса. Дети научились исполнять движения в ансамбле.

Меняется время, становятся иными требования к школе, ученикам и учителям. Однако роль педагога – руководителя воспитательной и досуговой работы с младшими школьниками не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребёнка, помогает детям в решении возникших проблем. Организация детского досуга средствами музыкально – ритмической деятельности имеет большое значение во всестороннем развитии личности младшего школьника, поскольку он вовлекается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях.

Список использованных источников:

  1. Научно-методический журнал «Начальное образование». Статья «Организация досуга в начальной школе», автор З.А. Александрова воспитатель ГПД ГОУ «Центр образования № 118», г. Москва, журнал № 4, 2015г.
  2. Аванесова Г.А. «Культурно – досуговая деятельность: Теория и практика организации» – М.: Аспект Пресс, 2006. — 236с.
Организация детского досуга с использованием музыкально-ритмической деятельности

Категории