ВЫПУСК 5

Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")

К вопросу об экологическом воспитании учащихся младшего школьного возраста: основные направления

121
Автор: Смирнова А.
Научный руководитель: Клочкова В.В.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Экология: настоящее и будущее

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Данная цель достигается посредством гуманизации процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является экологическое воспитание, столь востребованное в современном обществе. Ответственность за полноценное эколого — природоохранное образование и воспитание, несомненно, лежит на общеобразовательной школе — как самой массовой системе образования, через которую проходит все подрастающее поколение, практически все население страны. [2].

Глобальные экологические проблемы поставили перед школьной практикой новые задачи воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, рационального природопользования и защиты природных богатств. Чтобы эти требования стали нормой поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. [1] На основе содержания комплекса учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие основу экологического образования и воспитания в начальной школе.

Важнейшая идея, заложенная в содержании экологического воспитания в начальной школе – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Ответственное отношение к природе — сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности. Системное построение заданий позволяет ребёнку увидеть конкретные среды обитания живых организмов – их дома и квартиры, многосторонние связи со средой обитания и между собой, что позволяет ребёнку открывать для себя многие экологические закономерности.

Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки- праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.). Еще один инновационный метод – проектная деятельность. Включающий в себя ряд этапов:

1 этап – заявление учителем цели проекта и создание положительного, мотивационного настроя;

2 этап – подготовительный;

3 этап — информационно-операционный;

4 этап — рефлексивно-оценочный. [3]

Таким образом, можно констатировать: если данные методы воспитания будут использоваться на определенном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и природных условий, то учитель может максимально эффективно сформировать экологически грамотную и воспитанную личность, учащиеся станут активными участниками охраны окружающей их среды. Важной работой в указанном направлении мы также считаем поиск и самостоятельное чтение дополнительной литературы по экологической проблематике. Сочетание теоретических и практических методов экологического воспитания школьников помогает педагогу активизировать учебно-воспитательный процесс и способствует дальнейшей ориентации учащихся на профессии, связанные с охраной окружающей среды.

Список используемых источников:

  1. Молодцова, З.В Экология в начальных классах/З.В. Молодцова. — М.: Просвещение, 2012 – 126с.
  2. Подласый, И.П. Педагогика и воспитание: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.А. Подласый. – в 3 кнг.: М., 2010. –183 с.
  3. Петросова, Р. А. Методика обучения естествознанию и экологическому воспитанию в начальной школе. Р.А Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. -М.: ВЛАДОС, 2010. -320с.
К вопросу об экологическом воспитании учащихся младшего школьного возраста: основные направления

Категории