Научный руководитель: Клочкова В.В.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Экология: настоящее и будущее
ВЫПУСК 5
Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Данная цель достигается посредством гуманизации процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является экологическое воспитание, столь востребованное в современном обществе. Ответственность за полноценное эколого — природоохранное образование и воспитание, несомненно, лежит на общеобразовательной школе — как самой массовой системе образования, через которую проходит все подрастающее поколение, практически все население страны. [2].
Глобальные экологические проблемы поставили перед школьной практикой новые задачи воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, рационального природопользования и защиты природных богатств. Чтобы эти требования стали нормой поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. [1] На основе содержания комплекса учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие основу экологического образования и воспитания в начальной школе.
Важнейшая идея, заложенная в содержании экологического воспитания в начальной школе – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Ответственное отношение к природе — сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности. Системное построение заданий позволяет ребёнку увидеть конкретные среды обитания живых организмов – их дома и квартиры, многосторонние связи со средой обитания и между собой, что позволяет ребёнку открывать для себя многие экологические закономерности.
Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки- праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.). Еще один инновационный метод – проектная деятельность. Включающий в себя ряд этапов:
1 этап – заявление учителем цели проекта и создание положительного, мотивационного настроя;
2 этап – подготовительный;
3 этап — информационно-операционный;
4 этап — рефлексивно-оценочный. [3]
Таким образом, можно констатировать: если данные методы воспитания будут использоваться на определенном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и природных условий, то учитель может максимально эффективно сформировать экологически грамотную и воспитанную личность, учащиеся станут активными участниками охраны окружающей их среды. Важной работой в указанном направлении мы также считаем поиск и самостоятельное чтение дополнительной литературы по экологической проблематике. Сочетание теоретических и практических методов экологического воспитания школьников помогает педагогу активизировать учебно-воспитательный процесс и способствует дальнейшей ориентации учащихся на профессии, связанные с охраной окружающей среды.
Список используемых источников: