ВЫПУСК 5

Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")

Клиповое мышление как социально-психологический феномен современности

59
Автор: Седенков А.
Научный руководитель: Сорокина И. В.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж»
Категория: Исторические аспекты развития общества

В двадцать первом веке жизнь стремительно ускоряется, широчайшее применение находят информационные технологии, которые стали незаменимы в быту, производстве, системе образования.  Под воздействием телевидения, компьютерных игр, Интернета у большинства представителей молодого поколения формируется особый тип мышления — «клиповое». На проблемы, связанные с наличием клипового мышления, указывают педагоги и психологи. Они констатируют следующее: у молодых людей возникают проблемы с обучением и восприятием информации; эмоциональный интеллект не развивается, люди становятся все более чужими и непонятными друг для друга. С другой стороны, в условиях динамичного информационного обмена необходимо перерабатывать огромные массивы самых разнообразных сообщений, и человеку, обладающему системным мышлением, такая задача оказывается не по силам.

Психология клипового мышления еще не раскрыта и подлежит наблюдению и исследованию. В данной работе предпринята попытка сделать небольшой шаг в исследовании этого нового явления, что и стало целью данной работы: исследовать особенность клипового мышления у студентов колледжа, как феномена 21 века.

Термин «клиповое мышление» появился в конце 90-х годов 20 века и обозначал тогда особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого видеоклипа либо теленовости. Первоначально именно СМИ, а не Всемирная сеть выработали универсальный формат подачи информации через актуальные клипы.

Клип – это быстро сменяющийся видеоряд, чаще всего со слабо связанными между собой образами. Клиповое мышление – это особенности человека воспринимать мир через короткие несвязные образы и послания.

Характеристики клипового мышления:

— отсутствие контекста. При восприятии любого связанного текста формируется некий контекст — набор положений и допущений, которые уже были рассмотрены в связи с настоящими вопросами, и любое новое положение из текста человек рассматривает как в сформированном контексте, так и в контексте собственных знаний и опыта [1]. В результате восприятия при клиповом мышлении у человека не формируется целостная картина окружающего мира.

упрощение усвоения материала, игнорирование его глубины. человек не вникает в суть полученной им информации.

— информация отражается в сознании человека фрагментарно, мозаично, с отсутствием последовательности, без учета логических связей между информационными блоками (клипами). 

полученная информация быстро забывается вне зависимости увидена она или услышана.Возникает потребность все время получать новые порции информации.

Клиповое мышление не присуще человеку с самого рождения, оно вырабатывается при определенном способе восприятия информации. Клиповое мышление можно рассматривать и как процесс адаптации к условиям усложняющегося убыстряющегося современного мира. По мнению Тоффлера, клиповое мышление – закономерная защитная реакция организма на обилие информации самого разного свойства, характерного для постиндустриальной фазы [4]. Психолог Ключников C.Ю считает, что сознание современного человека в значительно большей степени, нежели раньше, испытывает наплыв хаотической и разнородной информации, забивающей каналы восприятия и совершенно избыточной, не нужной человеку, в данном случае, клиповое мышление выступает в роли защитного механизма от информационно-психологических перегрузок [3].

Таблица 1 – Признаки клипового мышления

Отрицательные Положительные Нейтральные
языковой минимализм, речевая бедность;отрыв от реальности: наличие воображаемого или навязанного мира. бедность эмоций, их глубина и способность их выражать;снижение способности к запоминанию. — легкость переключения с одного объекта на другой; — быстрое принятие решений; — формирование способности делать несколько дел сразу —  многозадачности; — защита от информационных перегрузок. — развитие визуального мышления; — обширная, но бессистемная информированность по любым вопросам.  

Необходимо раскрыть особенности взаимосвязи клипового мышления и понятийного. Понятийное мышление — это вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. Чем большее давление на человека оказывает клиповая культура, тем меньшую роль играет логика, и тем более восприимчивым оказывается сознание к манипуляциям. Посредством визуальных коммуникаций, благодаря передаче готовых для потребления образов и суждений, гораздо проще убеждать людей порой в весьма сомнительных вещах.

Прикладных исследований клипового мышления пока совсем немного. В одном из исследований использовалась методика оценочного рассмотрения репродукций картин юношами и девушками 17-19 лет. Результаты исследования таковы: смогли дать полное описание картины — 25% респондентов, со вторым заданием успешно справились 62%.

В рамках данной работы также проведены исследования. Студентам был предложен ряд картинок с текстом, по которым было необходимо придумать короткую историю. Только 44% студентов справились с первым заданием и смогли написать короткую историю об увиденном на картинке.  31% студентов не выполнили задание, у четверти студентов история состояла из 1-го предложения.

Во втором исследовании студентам было необходимо передать смысл текста. Полостью справились с заданием только 27% студентов. Половина пересказывали текст, не выражая его смысл. Остальные затруднялись не только смысл передать, но и пересказать текст.

От клипового мышления нужно не полностью избавляться, — его необходимо правильно использовать. Клиповое мышление можно рассматривать как индивидуальный стиль мышления, т.е. типичный для человека набор приемов, навыков и операций, которые он использует в процессе мышления.

Список использованных источников:

  1. Брыксин В.Г. Клиповое мышление. – Режим доступа: http://virtualmind.ru/2011/12/01/chunk-mentality/ (дата обращения: 10.10.2014). 4].
  2. Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества// Общественные  науки  и  современность 2013 · № 2 http://ecsocman.hse.ru/data/2015/05/05/1251193783/169-176-Dokuka.pdf
  3. Ключников C.Ю. Мастер жизни. Психологическая защита в социуме. – М.: Беловодье, 2001. С. 315-317. 9.
  4. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2010.
Клиповое мышление как социально-психологический феномен современности

Категории