Научный руководитель: Сорокина И. В.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж»
Категория: Исторические аспекты развития общества
ВЫПУСК 5
Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")
В двадцать первом веке жизнь стремительно ускоряется, широчайшее применение находят информационные технологии, которые стали незаменимы в быту, производстве, системе образования. Под воздействием телевидения, компьютерных игр, Интернета у большинства представителей молодого поколения формируется особый тип мышления — «клиповое». На проблемы, связанные с наличием клипового мышления, указывают педагоги и психологи. Они констатируют следующее: у молодых людей возникают проблемы с обучением и восприятием информации; эмоциональный интеллект не развивается, люди становятся все более чужими и непонятными друг для друга. С другой стороны, в условиях динамичного информационного обмена необходимо перерабатывать огромные массивы самых разнообразных сообщений, и человеку, обладающему системным мышлением, такая задача оказывается не по силам.
Психология клипового мышления еще не раскрыта и подлежит наблюдению и исследованию. В данной работе предпринята попытка сделать небольшой шаг в исследовании этого нового явления, что и стало целью данной работы: исследовать особенность клипового мышления у студентов колледжа, как феномена 21 века.
Термин «клиповое мышление» появился в конце 90-х годов 20 века и обозначал тогда особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого видеоклипа либо теленовости. Первоначально именно СМИ, а не Всемирная сеть выработали универсальный формат подачи информации через актуальные клипы.
Клип – это быстро сменяющийся видеоряд, чаще всего со слабо связанными между собой образами. Клиповое мышление – это особенности человека воспринимать мир через короткие несвязные образы и послания.
Характеристики клипового мышления:
— отсутствие контекста. При восприятии любого связанного текста формируется некий контекст — набор положений и допущений, которые уже были рассмотрены в связи с настоящими вопросами, и любое новое положение из текста человек рассматривает как в сформированном контексте, так и в контексте собственных знаний и опыта [1]. В результате восприятия при клиповом мышлении у человека не формируется целостная картина окружающего мира.
— упрощение усвоения материала, игнорирование его глубины. человек не вникает в суть полученной им информации.
— информация отражается в сознании человека фрагментарно, мозаично, с отсутствием последовательности, без учета логических связей между информационными блоками (клипами).
— полученная информация быстро забывается вне зависимости увидена она или услышана.Возникает потребность все время получать новые порции информации.
Клиповое мышление не присуще человеку с самого рождения, оно вырабатывается при определенном способе восприятия информации. Клиповое мышление можно рассматривать и как процесс адаптации к условиям усложняющегося убыстряющегося современного мира. По мнению Тоффлера, клиповое мышление – закономерная защитная реакция организма на обилие информации самого разного свойства, характерного для постиндустриальной фазы [4]. Психолог Ключников C.Ю считает, что сознание современного человека в значительно большей степени, нежели раньше, испытывает наплыв хаотической и разнородной информации, забивающей каналы восприятия и совершенно избыточной, не нужной человеку, в данном случае, клиповое мышление выступает в роли защитного механизма от информационно-психологических перегрузок [3].
Таблица 1 – Признаки клипового мышления
Отрицательные | Положительные | Нейтральные |
языковой минимализм, речевая бедность;отрыв от реальности: наличие воображаемого или навязанного мира. бедность эмоций, их глубина и способность их выражать;снижение способности к запоминанию. | — легкость переключения с одного объекта на другой; — быстрое принятие решений; — формирование способности делать несколько дел сразу — многозадачности; — защита от информационных перегрузок. | — развитие визуального мышления; — обширная, но бессистемная информированность по любым вопросам. |
Необходимо раскрыть особенности взаимосвязи клипового мышления и понятийного. Понятийное мышление — это вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. Чем большее давление на человека оказывает клиповая культура, тем меньшую роль играет логика, и тем более восприимчивым оказывается сознание к манипуляциям. Посредством визуальных коммуникаций, благодаря передаче готовых для потребления образов и суждений, гораздо проще убеждать людей порой в весьма сомнительных вещах.
Прикладных исследований клипового мышления пока совсем немного. В одном из исследований использовалась методика оценочного рассмотрения репродукций картин юношами и девушками 17-19 лет. Результаты исследования таковы: смогли дать полное описание картины — 25% респондентов, со вторым заданием успешно справились 62%.
В рамках данной работы также проведены исследования. Студентам был предложен ряд картинок с текстом, по которым было необходимо придумать короткую историю. Только 44% студентов справились с первым заданием и смогли написать короткую историю об увиденном на картинке. 31% студентов не выполнили задание, у четверти студентов история состояла из 1-го предложения.
Во втором исследовании студентам было необходимо передать смысл текста. Полостью справились с заданием только 27% студентов. Половина пересказывали текст, не выражая его смысл. Остальные затруднялись не только смысл передать, но и пересказать текст.
От клипового мышления нужно не полностью избавляться, — его необходимо правильно использовать. Клиповое мышление можно рассматривать как индивидуальный стиль мышления, т.е. типичный для человека набор приемов, навыков и операций, которые он использует в процессе мышления.
Список использованных источников: