Научный руководитель: Воронцова М.Е.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский колледж малого бизнеса»
Категория: Культурное наследие цивилизации
ВЫПУСК 5
Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")
Культура не передаётся по наследству, она воспроизводится последующим поколением. И где-то в глубине души каждого человека всё же живет потребность помогать другим.
В современном мире интерес к фотоискусству набирает обороты, но, к сожалению, охваченные вихрем информационного пространстве, не все понимают, что лишь духовные ценности помогут не сбиться с пути в новом витке прогресса. При всей популярности фотографии мало кто знаком с историей фотоискусства. Нижегородская земля в этом плане богата и материалами, и традициями. Недаром на Б.Покровской, центральной улице, именно скульптура фотографа приглашает совершить путешествие в мир земли нижегородской.
Почувствовать сопричастность к жизни и традициям своих предков и земляков, сделать их наследие делом и заботой целой группы молодёжи — большая ответственность.
Представляемая исследовательская работа посвящена изучению наследия династии нижегородских фотохудожников Фоминых- учеников А.О.Карелина, чьи фотографии являются визитной карточкой Нижнего Новгорода. Материалы исследования явились основой для разработки волонтерского проекта в сфере культуры — «Храм духа Фоминых». Проект направлен на пропаганду знаний об объекте культурного наследия – музея «Сказка» в п. Макарьево Лысковского района Нижегородской области и его поддержку.
А ощутить себя продолжателями культурных традиций своего края нам позволило знакомство с историей школы нижегородских фотохудожников А.О Карелина и М.П. Дмитриева на экскурсии в русском музей фотографии. Именно с него, для нас, студентов специальности «Техника и искусство фотографии», и началось знакомство с миром фотоискусства. Каково было наше удивление, когда на классном часе мы, первокурсники, узнали, что студентка предыдущего выпуска нашего колледжа Гаммель Арина, является праправнучкой ученика А.О.Карелина, Ф.А.Фомина. Мы обратили внимание, что имя Ф.А.Фомина не прозвучало на экскурсии в музее, что нас удивило и послужило основой для начала исследовательской деятельности.
Актуальность исследования обусловлена следующими причинами: во-первых, это непосредственная связь с нашей будущей профессией фотографа; во-вторых, это привлечение внимания общественности к проблемам открытого нами в ходе исследования уникального музея династии нижегородских фотохудожников Фоминых.
В ходе первого этапа исследования нами были изучены материалы нижегородской школы А.О.Карелина, который в 1869 году приезжает в Нижний Новгород. Привлекла его возможность получения заказов на ярмарке, и он открывает мастерскую. Среди его работ — уникальные снимки русской интеллигенции: В. Короленко, М.Горький, Н. Рубинштейн, Д. Менделеев, И. Шишкин и др. Стиль Карелина – «сюжетная картина», поэтому его павильон был оборудован не бутафорскими, а подлинными предметами жилой обстановки. Заслуги Карелина – это не только техническая разработка комнатных сцен (его герои занимаются домашними делами, чтением, музицированием), которые автор превратил в нечто значительное и интересное для всех, но и новое отношение к фотографии. А.О. Карелин постепенно начинает проникаться неким глубинным содержанием фотоискусства, осознанием того, что фотоработы –отражение духовных ценностей эпохи. [1]
Помощником у Карелина работал известный фотохудожник М. П. Дмитриев. Научившись азам фотоискусства Дмитриев, по-своему формулировал задачи фотографа — приоритетной в его творчестве стала «народная» тема.
Учеником А.О. Карелина стал и художник импрессионист – Н.И. Фешин, который до революции был известен в России, а в 1923 г. переехал в Америку, получив мировое признание. В Казани, до 1923 года и учился у Фешина Б. Ф. Фомин — основатель музея «Сказка». [3]
Следующий этап исследовательской работы — творческие встречи с семьёй фотохудожника неры знаменитого художника-светописца Ф.А. Фомина, в ходе которой мы узнали, что Ф. А.Фомин, отданный в фотомастерскую А.О.Карелина еще в подростковом возрасте, единственный изо всех учеников мастера оставил о нем воспоминания. Они содержат подробное описание творческой мастерской, особенности, отражают стиль общения мастера с учениками: спокойный нрав, уважительный и доброжелательный характер. В своих «Воспоминаниях…» Ф.А.Фомин отмечает: «И вот очень горько было мне, что так Андрей Осипович скоро был забыт … Он вышел из народа и глубоко проникнут им был, любил его и очень много видел хорошего, и старался вот это-то хорошее запечатлеть в фотографии». [2]
Традиции семьи продолжил сын Ф.А.Фомина — Борис Федорович Фомин — профессиональный художник, прошедший войну с 1941 до Берлина, о чем свидетельствуют экспонаты музея. [2]
Дальнейший этап исследования – посещение музея «Сказка». В экспозиции мы увидели материалы личной переписки А.О.Карелина и Ф.А.Фомина, документальные свидетельства эпохи 19 века, рисунки, работы фотографов Фоминых, поделки из природных материалов. «Книга отзывов» содержит десятки восторженных слов благодарности на разных языках мира за экскурсию.
Однако помещение, в котором находится музей, нуждается в реконструкции: потолок течет, стены обветшали, а уникальные экспонаты совсем по-домашнему развешаны на тканевых полотнах по стенам комнаты. Музей не имеет поддержки спонсоров, а надлежащие условия хранения уникальных экспонатов сами члены семьи обеспечить не в состоянии.
Деятельность созданного волонтерского проекта «Храм духа Фоминых» направлена на привлечение внимания общественности к объекту культурного наследия: проведение акций в поддержку музея, подготовка экскурсоводов. В этом году отряд активистов готов выехать в п. Макарьево для покраски стен и потолка. Работа по привлечению денежных средств на благотворительность проводится согласно принятой смете. Средства будут потрачены на косметический ремонт, приобретение оборудования и организацию экскурсии для незащищенных слоёв населения.
Оказание помощи музею средствами волонтерского объединения НКМБ «Планета людей» – важная ступень в деле сохранения значимого культурно-исторического объекта Нижегородской области.
Список использованных источников: