Научный руководитель: Ветренко. О.В.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Традиции и инновации в образовании
ВЫПУСК 5
Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")
В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее развитие духовно-нравственное. Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать. (26, с.28) Музыка может выражаться не только через музыкальные инструменты и звуковоспроизводящие устройства. Музыка закодирована в звуках природы — шум волн и шелест листьев на ветру, пение птиц и сверчков, шелест дождя и так далее.
Целенаправленное духовное формирование личности происходит в младших классах образовательных учреждений. Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. По результатам исследований дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте — лирические и спокойные произведения и песни. Это означает, что у младших школьников необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.
Выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский, создатель прогрессивной и актуальной по сей день педагогической системы, ввел музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов. В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Результаты современных исследований в области влияния музыки на ребенка дают почву для размышлений о необходимости более глубокого внедрения музыкального искусства в учебный процесс школы, в особенности — начальной.
Объект исследования: музыка в обучении младших школьников.
Предмет исследования: использование музыки на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Гипотеза исследования: можно предположить, что использование музыки в обучении младших школьников будет эффективно если:
— педагог систематически использует музыку в обучении младших школьников;
— при подготовке к внеурочным занятиям, педагог учитывает специфику музыкальной деятельности с детьми младшего школьного возраста;
— педагог на уроках в начальной школе использует музыку, для повышения интереса к предмету и активности работы учеников на уроке;
— педагог использует разные виды музыкальной деятельности как здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников.
Цель исследования: раскрыть возможности и значение использования музыки в обучении младших школьников.
— Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
— Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
— Использовать музыку в обучении младших школьников;
— Раскрыть сущность использования музыки в обучении в начальной школе;
— Использовать музыкотерапию на уроках и во внеурочное время в начальной школе как здоровьесберегающие технологии;
— Дать теоретический анализ проблемы использования музыки в начальной школе как средства воздействия на младшего школьника.
Первоначальное знакомство с инструментальной музыкой ученики получают впервые же дни учебы. Это минутки релаксации во время урока. Дети сидят за партами, закрывают глаза и отдыхают. В это время обязательно звучит негромкая спокойная музыка. Очень хорошо использовать для таких минуток специальную музыку для релаксации в сочетании со звуками живой природы.
Музыка так же звучит и на уроках труда и рисования. Здесь уже могут быть разные варианты используемой музыки. Все зависит от темы урока. Например, если дети рисуют какой-либо пейзаж, натюрморт, то можно также использовать классическую музыку. Если темой урока является иллюстрирование какой-либо сказки, то возможно использование народной музыки. Например, при иллюстрировании сказок «Колобок», «Репка» и других подобных очень хорошо использовать записи оркестра русских народных инструментов, записи народных песен (например, в исполнении хора Сретенского монастыря).
Помимо того, что музыка помогает создать необходимое настроение на уроке, она также поддерживает и дисциплину. Ученики с первых дней усваивают правило: «Если мы рисуем, значит должна звучать музыка. А если звучит музыка, то ее должно быть слышно». Это не значит, что во время урока в классе должна быть абсолютная тишина. Да этого достичь и невозможно.
В одной из Нижегородских школ была проведена опытно-экспериментальная работа по оцениванию уровня заинтересованности учащихся в музыки на уроках в начальной школе. Анкетирование проводилось в двух классах 2«А», 2«Г» следующим образом: учащимся была предложена анкета, состоящая из 6 вопросов, отражающих отношение к музыке на уроках в начальной школе. Эта анкета предъявлялась для участников эксперимента письменно. Предварительно проводилась краткая инструкция. После анкетирования был проведен анализ полученных данных. По результатам анкеты было выявлено: 75% учащихся относятся к музыке положительно; 15 % относятся нейтрально; 10 % не заинтересованы в музыке вообще. Результаты анкетирования показали, что уровень заинтересованности детей в музыке, на уроках в начальной школе, находится на достаточно высоком уровне.
Список использованных источников: