Научный руководитель: Ветренко О.В.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Традиции современного образования и воспитания
ВЫПУСК 5
Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")
Музыка — это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека.
В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической музыкой, тем более успешным станет его общее развитие. Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать (1).
Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания — это Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Л. П. Печко, Н. Шацкая, Б. М. Теплов и др.
Дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям. Далее идут патриотические песни и лишь на третьем месте — лирические и спокойные произведения. Это означает, что у младших школьников необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви. Слушая классическую музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.
Слушая классическую музыку, мы формируем у детей основы музыкальной культуры. Все это имеет, важное, значение не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, духовно-нравственное становления личности. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к желанию слушать классические музыкальные произведения, рождает творческую активность. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его духовно-нравственного сознания и музыкальной культуры в целом Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения (2).
В начале 1990-х годов проводилось много исследований, посвященных влиянию классических музыкальных произведений на развитие интеллекта. Появился термин – «эффект Моцарта», поскольку выяснилось, что музыка именно этого композитора значительно повышает интеллектуальные возможности человека. Альфред Томатис – французский доктор медицины, отоларинголог и изобретатель так охарактеризовал музыку композитора: «Мощь Моцарта недоступна другим. Его музыка раскрепощает душу. Целебные свойства ее таковы, что делают Моцарта самым великим среди великих композиторов». Это объясняется тем, что частота смены ритма классической музыки совпадает с биоритмами нашей нервной системы, поэтому при ее прослушивании кора головного мозга активизируется. «А музыка Моцарта мобилизует все природные способности мозга человека», – считает Альфред Томатис. Это подтверждается его исследованиями, проведенными в «Моцартовском центре». Посмотрите, что дает музыка Моцарта детям.
В одной из Нижегородских школ была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности музыки в обучении младших школьников. Исследования проводились в трех классах: 2Г, 3В, 4А, количество учащихся принявших участие в исследовании 75 человек. Количество детей, посещающих школу искусств 12 человек. Практически все дети, посещающие музыкальную школу, учатся на 4-5, процент достаточно высокий — 83%. Дети, не посещающие музыкальную школу, а это 63 человека, имеют процент успеваемости значительно ниже – 56 %.
Исходя из результатов данной работы, мы можем сделать вывод, что при использовании музыки на уроках в начальной школе учащихся можно увлечь, заинтересовать, а также, если синхронизировать рабочий ритм с музыкальным, то эффективность труда значительно увеличивается, а значит при использовании разных видов музыкальной деятельности на уроках в начальной школе повысится уровень успеваемости младших школьников.
Из всего выше сказанного следует, что классическая музыка оказывает большое влияние на развитие духовно – нравственное и эстетическое развитие младших школьников. Поэтому необходимо слушать классическую музыку не только на музыкальных занятиях, но и во время других видов деятельности ребенка.
Список используемых источников: