ВЫПУСК 5

Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")

Влияние музыки на обучение младших школьников

79
Автор: Соколова Е.
Научный руководитель: Ветренко О.В.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Традиции современного образования и воспитания

Музыка — это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека.

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической музыкой, тем более успешным станет его общее развитие. Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать (1).

Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания — это Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Л. П. Печко, Н. Шацкая, Б. М. Теплов и др.

Дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям. Далее идут патриотические песни и лишь на третьем месте — лирические и спокойные произведения. Это означает, что у младших школьников необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви. Слушая классическую музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.

Слушая классическую музыку, мы формируем у детей основы музыкальной культуры. Все это имеет, важное, значение не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, духовно-нравственное становления личности. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к желанию слушать классические музыкальные произведения, рождает творческую активность. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его духовно-нравственного сознания и музыкальной культуры в целом Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения (2).

В начале 1990-х годов проводилось много исследований, посвященных влиянию классических музыкальных произведений на развитие интеллекта. Появился термин – «эффект Моцарта», поскольку выяснилось, что музыка именно этого композитора значительно повышает интеллектуальные возможности человека. Альфред Томатис – французский доктор медицины, отоларинголог и изобретатель так охарактеризовал музыку композитора: «Мощь Моцарта недоступна другим. Его музыка раскрепощает душу. Целебные свойства ее таковы, что делают Моцарта самым великим среди великих композиторов». Это объясняется тем, что частота смены ритма классической музыки совпадает с биоритмами нашей нервной системы, поэтому при ее прослушивании кора головного мозга активизируется. «А музыка Моцарта мобилизует все природные способности мозга человека», – считает Альфред Томатис. Это подтверждается его исследованиями, проведенными в «Моцартовском центре». Посмотрите, что дает музыка Моцарта детям.

  1. Улучшение слуха. В творениях Моцарта очень много высоких звуков. Доказано, что они укрепляют мышцы среднего уха.
  2. Укрепление памяти. Эта музыка улучшать память. Под ее звучание хорошо учить стихи и иностранные языки.
  3. Развитие речи. Еще Томатис успешно корректировал речь детей музыкой. Самый впечатляющий его результат – Жерар Депардье, который страдал заиканием и имел проблемы с памятью. После нескольких месяцев ежедневных двухчасовых занятий он полностью избавился от проблем, что позволило ему стать известным актером.
  4. Расширение интеллектуального потенциала. Произведения Моцарта усиливает активность мозга, что стимулирует мышление ребенка. Дети видят связи, начинают рассуждать.
  5. Усиление концентрации внимания. Даже после 5 минут прослушивания ребенок становится более сосредоточенным. Это качество нужно для абстрактного мышления. Но и в обыденной жизни, если ребенок рассеян, его мысли где-то летают, музыка Моцарта поможет ему обрести четкость восприятия и сконцентрировать свое внимание.
  6. Усиление обучаемости. Легкий фон творений Моцарта во время занятий помогает ребенку долго сохранять концентрацию.
  7. Конечно, при этом срабатывает все то, о чем говорилось выше. Активная работа мозга, высокая концентрация, сильная память – все это есть основа высоких результатов в обучении.
  8. Развитие навыков общения. Дети, которые слушают музыку Моцарта, легче находят общий язык с другими людьми. Их легче понять. Ибо они четко формулируют свои мысли и могут придать им завершенность.
  9. Укрепление здоровья. Гармонизируя полушария мозга, музыка Моцарта привносит баланс в работу организма, активизирует иммунную систему. А если все системы работают слаженно, как единый механизм, то болезням неоткуда взяться. Музыка Моцарта влияет не только на здоровье, но и на духовно – нравственное воспитание младших школьников.

В одной из Нижегородских школ была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности музыки в обучении младших школьников. Исследования проводились в трех классах: 2Г, 3В, 4А, количество учащихся принявших участие в исследовании 75 человек. Количество детей, посещающих школу искусств 12 человек. Практически все дети, посещающие музыкальную школу, учатся на 4-5, процент достаточно высокий — 83%. Дети, не посещающие музыкальную школу, а это 63 человека, имеют процент успеваемости значительно ниже – 56 %.

Исходя из результатов данной работы, мы можем сделать вывод, что при использовании музыки на уроках в начальной школе учащихся можно увлечь, заинтересовать, а также, если синхронизировать рабочий ритм с музыкальным, то эффективность труда значительно увеличивается, а значит при использовании разных видов музыкальной деятельности на уроках в начальной школе повысится уровень успеваемости младших школьников.

 Из всего выше сказанного следует, что классическая музыка оказывает большое влияние на развитие духовно – нравственное и эстетическое развитие младших школьников. Поэтому необходимо слушать классическую музыку не только на музыкальных занятиях, но и во время других видов деятельности ребенка.        

Список используемых источников:

  1. Брунер Джером. Культура образования [пер. Л.В. Трубицыной, А.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2006.      
  2. Мусагитова А. В. Духовно-нравственное воспитание музыкой/ Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. —  СПб. Реноме, 2012. — С. 202-204.
Влияние музыки на обучение младших школьников

Категории