ВЫПУСК 5

Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")

Влияние виртуального мира на культуру современной молодежи.

76
Автор: Валькова Н.
Научный руководитель: Сучкова Н. В.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького»
Категория: Межкультурное взаимодействие и языковая коммуникация в современном обществе

В данной статье проведено исследование, доказывающее влияние виртуального мира на современную молодёжь. На сегодняшний день уже практически не осталось людей, которые бы не были зарегистрированы в какой-либо социальной сети или хотя бы раз в своей жизни не играли в компьютерные игры.  Главная задача современной культуры — не потерять человеку свою индивидуальность в искусственной среде обитания.

На сегодняшний день молодежь все больше вносит свои коррективы, влияющие на развитие культуры и ее проявления, ряд из них столь значителен, что позволяет говорить о коренной трансформации ее основ. Благодаря процессу информатизации культура стала погружаться в так называемое виртуальное пространство.

Из-за быстрого развития информационных технологий, сталкиваясь ежедневно с огромными потоками информации, у человека начинает складываться новый образ мышления, что может привести к изменениям внутренней культуры.

Социальные сети, игры или какие-либо другие приложения начинают влиять на культуру, постепенно втягивая ее в себя. Таким образом, происходит виртуализация современной культуры.

В значительной степени процесс виртуализации современной культуры выразился в появлении интернет зависимости.

В качестве отличительного признака зависимого человека можно назвать его специфическое представление о картине мира. Важное место в этом занимает самоидентификация – некое представление о самом себе. Такой подросток соединяет в своем сознании виртуальную и реальную жизни, а также образы реальных и виртуальных людей.

Социальные сети, выполняя свою идентификационную функцию, оказывают непосредственное влияние на формирование культурной идентичности.

Таким образом, человек может создать себе совершенно противоположную личность. К примеру, если в реальности он будет вести себя как спокойная и замкнутая личность, то в виртуальном мире он может показать себя как активная и очень общительная.

Так же в качестве проявления виртуализации современной культуры является возникновение новой лингвистической реальности, где формируется и активно развивается виртуальный язык, так называемый Интернет-сленг, функционирующий в данном пространстве.

Таким образом, для каждого из жанрово-стилистических направлений и течений характерны свои уникальные особенности:

  • сокращение – это сознательное сокращение слов с целью экономии времени при наборе сообщений, при этом первоначальный смысл последнего сохраняется (Ава, го, и т. д.);
  • усиление – это использование универсальных слов, усиливающих эмоциональную окраску (Бомбит, топ);
  • обновление – это конструирование новых слов, путем сложения основ ранее существующих (ЛС);
  • заимствование – это использование слов, пришедших из других языков (Лойс (лойсить аву));
  • символизация – применение графических символов с целью отображения разнообразных эмоций (Смайлы).

Таким образом, виртуальный язык выступает одним из способов восприятия нового многомерного интернет пространства, поскольку в нем определенным образом отражается способ восприятия и устройства мира, как в любом другом естественном языке.

Быстрое развитие информационных технологий оказывает свое влияние и на традиционные формы коммуникации, а, следовательно, становится фактором воздействия на культуру межличностного общения в целом.

Интернет внес изменения не только в доступности, но и изменил культуру нашего населения. Современная молодежь практически перестала читать книги, все свое время старается провести в Интернете, таким образом, не участвуя в общественной деятельности.

Среди психологов бытует мнение, что социальные сети помогают современному молодому поколению не чувствовать себя одиноким, борются с депрессией. Однако наблюдение за жизненным пространством молодых людей убеждает в обратном: подросток настолько привыкает к тому, что его постоянно оценивают и замечают, что в реальной среде ему трудно. Результатом происходящего становится либо депрессия, либо состояние человека, когда он целиком уходит в виртуальные сети, отгораживаясь от мира.

После изучения теоретических аспектов проблемы, встала необходимость провести мониторинг среди студентов ГБПОУ Лукояновского педагогического колледжа на вопрос влияния виртуального мира (социальные сети). Респондентами стали студенты с первого курса специальности: «преподавание в начальных классах», проживающих в общежитии. В ходе анализа опросов, мы получили следующие результаты.

На социальные сети 90% тратят более трех часов в день. Более 80% опрашиваемых имеют виртуальных друзей, с которыми никогда не виделись в реальной жизни, 23% опрашиваемых испытывали чувство любви к человеку, с которым не знакомы в жизни. Только 45% студентов используют интернет для поиска нужной информации, 98% – на общение и игры. Появление нервозности и депрессии из-за отсутствия доступа в интернет по анкетированию – у 68% опрашиваемых. У 76% в виртуальном мире больше друзей, нежели в реальной жизни.

Итак, мы убедились в том, что говорить сегодня о виртуализации общества актуально. Виртуализация породила новые феномены, связанные с удовлетворением потребностей человека в удовольствии, наслаждении.

Таким образом, из-за стремительного поглощения виртуальной реальностью современной культуры наблюдаются необратимые процессы ее стандартизации, когда все члены общества подстраиваются под единый критерий, наступает усредненность, выравнивание, обезличивание, когда все похожи на всех. Эти процессы способствуют не только потере многообразия, но и изменению современной культуры в целом.

Таким образом, процесс виртуализации проникает во все сферы культуры, затрагивает сознание и воздействует на него индивидуально, в зависимости от возраста и других индивидуальных особенностей индивида. К сожалению, проблема настолько велика, что сегодня она выведена на государственный уровень.

Итак, главная задача современной культуры — не потерять человеку свою индивидуальность в искусственной среде обитания, которая становится для него все более значимой, формирует риск новых зависимостей человека, утраты им возможности творчества, а также реального общения между людьми.

Список использованных источников:

  1. Баева Л. В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей: монография. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008.
  2. Терякова А.С., Боброва И.И. Влияние социальных сетей на молодёжь // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2014/12/2243
Влияние виртуального мира на культуру современной молодежи.

Категории