ВЫПУСК 5

Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")

Традиции и инновации в системе гражданского воспитания младших школьников в отечественной школе

38
Автор: Уткина А.
Научный руководитель: Клочкова Н.В., Арифулина Р.У.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Традиции современного образования и воспитания

Важнейшая составная часть воспитательного процесса в российской школе — формирование гражданского воспитания, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности школьника, является одним из приоритетных направлений педагогического процесса. На современном этапе цель гражданского воспитания определяется как воспитание «граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов» [1].

Сегодня в сфере российского образования происходят серьезные преобразования, внедряется громадное количество инноваций. Их реализация рассматривается в педагогической теории и практике в качестве ведущего условия успешного решения школой достижения нового современного качества образования. В связи с этим, особо актуализируется вопрос о связи традиций и инноваций, их соотношении.

Под традициями в гражданском воспитании следует понимать устоявшиеся элементы содержания, средств и технологий обучения и воспитания. Инновации — это новые явления в гражданском воспитании, возникшие в поздний период его развития. Следует подчеркнуть, что отличительным признаком инноваций является воплощение их на практике.  Традиции и инновации гражданского воспитания взаимосвязаны и неразделимы. Инновации возникают на ранее подготовленной почве — в данном случае — образовательных традиций. В современных социально-экономических условиях, прогноз развития гражданского воспитания связан с современным развитием инновационного процесса в воспитательной практике: в педагогической науке активно ведутся поиски новых моделей гражданского воспитания, при этом сохраняя многолетние традиции отечественных ценностей, в частности таких, как коллективизм, патриотизм, государственность, гуманизм, нравственные ценности. Следовательно, инновации в образовании также необходимы, как и традиции, а их взаимосвязь — эффективный механизм развития гражданского и общекультурного развития, что особо актуально в начальном образовании, когда в детях закладываются основы их мировоззренческих взглядов. [2] Таким образом, возникает необходимость в деятельном компоненте гражданского воспитания.

Эффективность гражданского воспитания младших школьников, несомненно, повысится, если применять в образовательном процессе интерактивные и иные инновационные (наряду с традиционными) формы и методы, направленные на формирование гражданской позиции подрастающего поколения. В этой связи одним из перспективных и педагогически инновационных методов можно считать применение в учебно-воспитательном процессе метод исторической реконструкции, предполагающий ролевое моделирование, воссоздание предметов материальной культуры определенного исторического периода на основании археологических, письменных и иных источников. [4] Историческая реконструкция позволяет прикоснуться к изучаемой эпохе, миру предков; она направлена на сохранение культурной идентичности российского общества, что так важно в современной российской действительности.

Итак, для поступательного и качественного развития отечественного образования необходимо единство традиций и инноваций, отражающих гармоничное сочетание реальных консервативной и либеральной педагогической парадигм.

Список используемых источников:

  1. Логинов, Н.В. Гражданское воспитание, как объект исторического исследования: (к освоению гражданского воспитания) / Н.В. Логинов // Высшее образование в России. – 2013. — №2. – 53-56 с.
  2. Педагогика: учебник для студ. вузов / под ред. А.П. Крившенко. – М., 2012.
  3. Подласый, И.П. Педагогика и воспитание: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.А. Подласый. – в 3 кнг.: М., 2010. – 463 с.
  4. Сластёнин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред В.А. Сластёнина. – М., 2013. — 496с.
Традиции и инновации в системе гражданского воспитания младших школьников в отечественной школе

Категории