ВЫПУСК 5

Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")

«Поэзия сердца…» (сопоставительно-типологический анализ «панаевского» и «денисьевского» циклов любовной лирики Н.А. Некрасова и Ф.И. Тютчева)

240
Автор: Соловьева А.
Научный руководитель: Киселева М.С.
Образовательное учреждение: ГБПОУ КНТ им. Б.И. Корнилова
Категория: Культурно-исторические аспекты развития цивилизации

Особенное значение поэты придавали чувству любви, начиная ещё со времени античности. Это неудивительно – ведь «именно поэзия дает человеку крылья, именно поэзия выражает и все его чувства» [3, с. 23].

У меня «денисьевский» и «панаевский» циклы вызвали особый интерес в связи с их автобиографической основой и трагичностью изображаемого в них чувства любви, что побудило меня обратиться к проведению самостоятельного исследования.

Целью работы было исследование автобиографической основы стихотворений Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова «панаевского» и «денисьевского» циклов с целью выявления сходств и дифференцирующих черт в творчестве каждого из поэтов на основе сопоставительно-типологического анализа.

Для достижения поставленной цели был определен следующийкруг задач:

  1. Подобрать и изучить тематическую литературу о «денисьевском» цикле Ф.И. Тютчева и «панаевском» цикле Н.А. Некрасова.
  2. Провести сопоставительно-типологический анализ стихотворений поэтических циклов.
  3. Выявить сходства и различия произведений обоих циклов на уровне образной системы, художественных особенностей, идейной направленности.
  4. Обобщить полученные в результате исследования материалы и сделать выводы.

 «Любовь для Ф.И. Тютчева – «и блаженство, и безнадёжность», и напряжение чувств, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. С особым драматизмом эта тема раскрывается поэтом в лирике, посвящённой Е.А. Денисьевой в одноименном цикле стихов» [3, с.65].

 А вот интимная лирика Н.А. Некрасова, напротив, глубоко лирична, психологична, оригинальна. Раскрывая эту поистине вечную тему, «поэт привнес в нее свой взгляд на отношения мужчины и женщины, постарался максимально полно и достоверно раскрыть специфику этих отношений, показать значимость любви в жизни человека» [1, с.103].

Сравнительно-сопоставительный анализ открывает новые возможности изучения лирики Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова.

Некрасов и Тютчев создают в интимной лирике не традиционно один, а два характера: лирического героя и образ его возлюбленной. И хотя «судьбы героев тесно связаны, основным (центральным) выступает все же женский образ» [1, 218].

У Н.А. Некрасова – это личность, знающая волнение, тревоги, испытывающая необходимость утвердить то, что ей кажется справедливым. На нее легко опереться в жизненной борьбе, она помогает герою сохранить «святыню убеждений» и нравственную чистоту даже в самых трудных обстоятельствах (стихотворение «Ты всегда хороша несравненно…» [2, Т.1, с. 233]).

Несколько по-иному представлен образ возлюбленной у Ф.И. Тютчева. В его стихотворениях женщина не равна мужчине, она намного выше, сильнее, самоотверженнее его. Именно поэтому Тютчев пишет от лица женщины стихотворение «Не говори: меня он, как и прежде любит…» (1851-52 гг.), в котором переданы глубокие переживания любящего женского сердца [4, Т.1, с. 118].

Н.А. Некрасов и Ф.И. Тютчев осознавали ответственность и каждый по-своему осуждали в себе эгоистические, недостойные «святыни убеждений» чувства. Но есть и дифференцирующие черты, позволяющие говорить о своеобразии и уникальности каждого из циклов.

Например, Н.А. Некрасов сострадает и сочувствует той, которую так жестоко укоряет и мучает. Он глубоко переживает трагическое одиночество и разочарование, что нашло отражение в стихотворении «Тяжёлый крест достался ей на долю…» [2, Т.1, с. 183].

Несколько по-иному представлен лирический герой «денисьевского» цикла. В стихотворениях Ф.И. Тютчева он выступает носителем «рокового», губительного начала. И если Н.А. Некрасов употребляет слово «палач» в метафорическом значении, то Ф.И. Тютчев, сам того не ожидая, становится действительным палачом любимой женщины («О, как убийственно мы любим…» [4, Т.1, с. 251]).

При анализе метра, рифмы и строфики стихотворений циклов можно также найти много общего.

Таким образом, в результате проведенного сопоставительно-типологического анализа «панаевского» и «денисьевского» циклов я пришла к следующим выводам.

  1.  Н.А. Некрасов и Ф.И. Тютчев — два лирических поэта, у которых в жизни и творчестве много общего. Оба цикла имеют реальную жизненную основу. Стихотворения в них являются автобиографическими «романами в стихах», все переживания в них в исключительной степени индивидуальны и субъективны.
  2. Причиной создания обоих лирических циклов произведений послужила любовь – чувство, от которого ни Н.А. Некрасов, ни Ф.И. Тютчев никогда так и не смогли освободиться окончательно.
  3. Оба поэта создают в интимной лирике не традиционно один, а два характера: мужской и женский.
  4. Образ любимой женщины получает новое звучание и трактовку. Лирическая героиня предстает в поэтических циклах как подлинная героиня любви, отстаивающая право на личное чувство, на борьбу за него.
  5. Отношения героя и героини лирических циклов складываются по-разному. У Н.А. Некрасова — это союз равных в любви. В тютчевской лирике утверждается фактическое неравенство героев. «Ее» чувство — цельно, любовь к «нему» составляет смысл жизни героини, «его» чувство — раздвоено, так как лирический герой не может полностью посвятить себя одной женщине.
  6. Изучение и осмысление истории создания, структуры, образного мира таких циклов расширяет наше представление о внутреннем мире поэтов и глубинах их психологического переживания. Сравнительно-сопоставительный анализ открывает новые возможности изучения лирики Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова.

Итак, подведя итоги, я могу сказать, что цель работы достигнута: мне удалось выявить сходства и дифференцирующие черты «панаевского» и «денисьевского» циклов. Следует отметить, что, хотя и выявленных сходств достаточно, но каждый из этих лирических циклов по-своему прекрасен и уникален. В чём я лично убедилась, соприкасаясь с хрупкостью поэтического гения Н.А. Некрасова и Ф.И. Тютчева.

Список использованных источников:

  1. Некрасов Н.А. Русские второстепенные поэты (Ф.И.Тютчев. «О вещая душа моя!»). Вступит. статья, сост. Л.А.Озеров – М.: «Школа-Пресс», 2005, 264 с.
  2. Некрасов Н.А. Полное собр. соч. и писем. В 15 т. — Л.: «Художественная литература», 1981.
  3. Озеров Л. А. Поэзия Тютчева. –М.: «Художественная литература», 2010, 401с.
  4. Тютчев Ф.И. Сочинения. В 2 т. — М.
«Поэзия сердца…» (сопоставительно-типологический анализ «панаевского» и «денисьевского» циклов любовной лирики Н.А. Некрасова и Ф.И. Тютчева)

Категории