Научный руководитель: Дмитриева Л.Б.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Дзержинский индустриально-коммерческий техникум»
Категория: Перспективы социально-экономического развития государства
ВЫПУСК 5
Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")
Малый бизнес – важнейший элемент отечественной экономики. Охватывая значительную часть экономически активного населения, он тем самым способствует снижению уровня безработицы. Функционирование малого бизнеса обеспечивает экономический рост страны и помогает решать социальные задачи.
Данный элемент экономики обладает высокой приспосабливаемостью к быстро меняющимся внешним условиям на рынке. Также предприятия малого бизнеса могут учитывать индивидуальные особенности потребителей, тем самым увеличивая объем реализуемой продукции, и, следовательно, прибыли.
В России доля малого и среднего бизнеса составляет лишь порядка 21% от объема ВВП, хотя в развитых экономиках этот показатель превышает 50%. В нашей стране малый бизнес обеспечивает рабочими местами лишь 27% населения, в то время как в тех же странах ЕС этот показатель — 67%, а в США — 50%.
Так, в России к малому бизнесу относятся предприятия, на которых трудится не более 100 человек, а годовой оборот, которых не превышает 400 миллионов рублей.
Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
В большинстве стран, таких как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю – 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия. Они выделяются среди прочих по численности занятых (например, не более 500 человек) или размеру основного капитала. На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75–80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости.
По данным ФНС на 2015 год в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн. индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 7,7 млн. человек.
Рассмотрим данные ФСГС, согласно которым в сфере малого бизнеса доля предприятий, занятых торговлей и ремонтом, составляет больше 38% от общего количества МСП. Около 20% субъектов малого бизнеса – ведут деятельность в сфере операций с недвижимостью, аренды и предоставления услуг. Третий по величине сегмент – строительные предприятия, их доля составляет 11,9 %.
В существующих условиях рыночных отношений в России малый бизнес является одним из наиболее перспективных форм хозяйственной деятельности.
Преимущества малого бизнеса по сравнению с крупным
Малый и средний бизнес наиболее мобилен в изменяющейся обстановке на рынке, активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.
Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей.
Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.
Основные проблемы развития малого бизнеса в России:
1) Дефицит кадров.
2) Непосильная налоговая нагрузка.
3) Низкая доступность финансовых ресурсов.
4) Низкая доступность земельных участков и недвижимости.
5) Сложность подключения к объектам энергетической инфраструктуры.
6) Административные барьеры и коррупция.
7) Проблема социальной незащищенности работников.
Список мер, осуществление которых поможет дальнейшему успешному развитию малого предпринимательства:
1. Необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, стабилизирующей их работу и учитывающей специфику малого бизнеса
2. В сфере налогового законодательства можно выделить два основных направления: разъяснение порядка взимания налогов, а также порядка их начисления и уплаты. Необходимо установление налоговых ставок, оптимальных как для бюджета страны, так и для налогоплательщиков. Так как, сохраняя большую часть прибыли у предприятия, государство создаст стимулы для развития бизнеса.
3. Снижение числа государственных организаций, осуществляющих лицензирование предпринимательской деятельности и точное разделение функций по лицензированию, контролю и государственному регулированию между различными органами исполнительной власти.
4. Увеличение количества бизнес инкубаторов с целью поддержки малого предпринимательства путем выстраивания благоприятных условий для развития бизнеса
5. Следующим направлением является создание при территориальных налоговых инспекциях абсолютно независимых от них специализированных аудиторских компаний, которые будут отвечать за ведение бухгалтерского учёта, сдачу отчётности, расчёт налогов.
Список использованных источников:
1. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития [Электронный ресурс] / О.Ю. Акимов. — М.: Финансы и статистика, 2011.
2. Маслов Д. В., Белокоровин Э. А. Малый бизнес. Стратегии совершенствования на основе управления качеством [Электронный ресурс] / Маслов Д. В., Белокоровин Э. А. — М.: ДМК Пресс, 2008.
3. http://small-business.web-3.ru/basics/small/
4. http://legitimist.ru/sight/economics/2015/malyij-biznes-v-rossii-czifryi-i-faktyi.html