ВЫПУСК 5

Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")

Коррекция затрудненного общения детей со сверстниками с использованием интерактивных технологий

112
Автор: Малышева Е.
Научный руководитель: Кедяркина Н.В.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Традиции и инновации в образовании

Проблема затрудненного общения дошкольников является в современном образовании одной из самых актуальных, поскольку общение выступает важной стороной жизнедеятельности дошкольника. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.

Проблема затрудненного общения активно разрабатывается теоретиками и практиками в психологии на протяжении многих лет. Как показывают исследования, на сегодняшний день значительный процент (более 45%) детей дошкольного возраста испытывает трудности в общении. Ежегодно численность таких детей увеличивается.

Такие показатели обусловлены целым рядом факторов: врожденные особенности развития, коммуникативные барьеры, возникшие в процессе педагогического общения, роль социальных факторов в формировании личности ребенка и целый ряд других причин оказывают влияние на характер отношений между ребенком со сверстником.

 По — мнению А.А. Леонтьева общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание людьми друг друга.

 М.И. Лисина считает, что общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом из них сверстник является партнером по эмоционально – практическому взаимодействию. На втором возникает потребность в ситуативно – деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. На третьем этапе общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно – деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.

Именно в этом возрасте появляется проблема детской отверженности в связи с возрастанием роли сверстников в становлении самосознания ребенка.

В исследованиях В.В. Цукановой, А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской затрудненное общение понимается как спектр явлений, который можно свести к ненадлежащему, расстроенному, нарушенному, неблагополучному, дискомфортному, неэффективному общению.

Затрудненное общение — это все виды и формы общения (от межличностного до межгруппового), приводящие к деструктивным изменениям поведения детей, к конфликтам, к отказу от общения; а для более старших детей – к снижению уровня осознания причин трудностей в общении, к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений, к формированию тревожного отношения к любой ситуации общения.

Зачастую, нарушения в эмоционально-волевой сфере детей, являются главными причинами трудностей в общении. Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

  • агрессивные дети;
  • гиперактивные (эмоционально-расторможенные) дети;
  • тревожные дети;
  • замкнутые дети.

 Исследования показывают, что наибольший показатель «трудных детей», имеющих проблемы в общении составляют тревожные дети (более 30%).

 Как правило, дети с тревожностью боятся рассказывать стихи, выступать на утренниках, не проявляют инициативы, не вступают в контакт со сверстниками. Боятся о чем-то спросить воспитателя, очень пугаются громких звуков, яркого света, звонкого голоса.

В настоящее время информационные технологии стали перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими трудности в общении. Повсеместная компьютеризация открывает новые еще не исследованные варианты обучения. Интерактивные технологии выступают главным средством коррекции и снижения тревожности у детей.

Применение интерактивных технологий таких как: электронные планшеты, игровые задания и упражнения с использованием интерактивной доски и парты, электронной системы голосования, компьютеров с сенсорным экраном, мобильной видеостудии, ИЗО — технологии: песочные анимации,  технология «Эбру» (рисование  красками на воде) Лего — и роботоконструкторы, занятии в мобильном планетарии и сенсорной комнате, работа с Монтессори материалами — позволяют оптимизировать  воспитательный и педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы и значительно повысить эффективность любой деятельности. У детей снижается уровень тревожности и боязни выполнить что-то не так.

Все электронно-цифровые устройства позволяют ребенку самостоятельно исправить ошибку в задании или упражнении, дают возможность дополнительных «попыток» и вариантов решений — что активизирует деятельность, придает уверенности, силы, воли, стремлению к достижению результата успеха и как правило снижения уровня боязни и тревожности. 

Чтобы не разрушать неокрепшую психику ребенка и стимулировать работу педагогов, родителей по профилактике затрудненного общения семья и детский сад должны активно взаимодействовать друг с другом.

В целостный педагогический процесс ДОУ должны:

1. Включить занятия, игры и упражнения, направленные на формирования коммуникативной сферы ребенка, с учетом видоизменений форм общения дошкольников со сверстниками на протяжении детского возраста (эмоционально – личностная (0-1 г.), ситуативно – деловая (1-3 г.), внеситуативно – познавательная (4-5 лет), внеситуативно — личностная (6-7 лет)).

2.  Активно использовать интерактивные технологии в образовательном процессе, так как дети XXI века — это дети цифрового поколения, мультимедийных технологий. Психологически они более подготовлены к инновациям, усвоению новых технологий чем дети XX века.  Поэтому интерактивные технологии служат ведущим помощником в решении многих психологических проблем -в частности проблем затрудненного общения.

3. Привлекать родителей к освоению цифровых, интерактивных технологий, с целью дальнейшего их использования в воспитательной, образовательной и коррекционной работе с детьми.

Таким образом, применение интерактивных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Список использованных источников:

  1. Бодалев А. А. Психология общения/ под ред. А. Бодалева. — М.: Когито-центр, 2011. — 2280 с.
  2. Выготский Л. В. Вопросы детской психологии/ под ред. Антология мысли. – М.: Издательство ЮРАЙТ, 2016. – 199 с.

3. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая Е.Д. Бреус. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.

4.    Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320.

5.     Смирнова Е. О. Детская психология. Учебник для педвузов и педучилищ. – М., 2008.

Коррекция затрудненного общения детей со сверстниками с использованием интерактивных технологий

Категории