Научный руководитель: Соловьева О.С.
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Категория: Культурно-исторические аспекты развития цивилизации
ВЫПУСК 5
Современное общество: традиции и инновации
(по материалам конференции: "Юность, Наука, Творчество")
В нашей стране всегда на особом счету учительские династии. Где опыт, наработки, педагогические подходы передаются из поколения в поколение.
Я — продолжатель учительского дела в четвертом поколении. И в эти дни, когда вся страна отмечает 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции, мне хочется вспомнить родоначальника нашей учительской ветви – Бодякшина Ивана Харитоновича.
На юге Нижегородской области, в Большеболдинском районе, у самой границы с Мордовией на берегу речки Азанки раскинулось старинное село Пермеево. Это коренное мордовское поселение. Там в сентябре 1899 года в семье крестьянина Харитона Лаврентьевича Бодякшина и его жены Ольги Афанасьевны родился первенец — Иван. Окончив церковно-приходскую школу, Иван сдает в Починках экзамен на звание народного учителя. И стал работать в сельской школе.
Первая Мировая война прервала его педагогическую деятельность Ивана Харитоновича. По окончании военного училища ему присвоено звание прапорщик. Бодякшин отправляется воевать в Карпаты, под командование генерала Брусилова.
Тяжелое ранение в ногу. Госпиталь. Там и застает Бодякшина весть о Февральском перевороте 1917 года. Иван Харитонович активно встает на сторону революции. Работает редактором газеты «Ржевская коммуна».
В дни Октябрьской революции он — делегат Второго Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. На этом съезде были приняты «Декрет о мире» и «Декрет о земле». Взволнованный поднятыми вопросами, Бодякшин выступает с докладом. Он хлопочет о своих земляках, ему близки нужды крестьян, того слоя в который он глубоко уходит корнями. О нем в своей книге «Десять дней, которые потрясли весь мир» пишет Американский писатель Джон Рид.
А затем партийная работа, как водоворот, закрутила Ивана Харитоновича. Он работает на Украине, затем в Иваново – Вознесенске, Ржеве.
С 1925 года вновь напрямую занимался педагогической деятельностью, но только уже в Наркомате просвещения РСФСР. Возглавляет Мордовский отдел Совета национальных меньшинств. При его непосредственном участии открываются новые национальные мордовские школы, составляются программы, учебно-методические пособия по изучения мордовского языка, издаются учебники. Иван Харитонович принимает непосредственное участие в публикации грамматики, мордовских сказок на родном языке эрзя.
После образования Мордовской автономной области Иван Харитонович был назначен заведующим областным отделом народного образования.
До конца жизни Иван Харитонович проживал в Москве, но мордовский язык, мордовская культура, мордовский народ всегда волновали его ум, тревожили сердце. С любовью и волнением посещал он свою родину — село Пермеево.
До наших дней в Болдинском краеведческом музее хранится материал о верном сыне своей земли – Иване Харитоновиче Бодякшине. В 1963 году Ивана Харитоновича не стало. Но его имя с гордостью звучит в нашей семье. В семейном альбоме хранятся старые фотографии. Почетное место на книжной полке занимает книга Д. Рида и журнал «Новый мир» за 1960 год, где опубликованы воспоминания Ивана Харитоновича.
До сегодняшнего дня продолжатели учительского дела есть в каждом поколении. Трое его племянников — дети сестры Марии Харитоновны стали учителями русского языка, изобразительного искусства и начальных классов. Эту эстафету подхватили два учителя начальных классов и одна иностранного языка — представители третьего поколения.
Мне и моей сестре Маше — студентке 4 курса педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ наработки педагогические подходы передаются из поколения в поколение.
Список использованных источников: